День 68. Психологический и эмоциональный ущерб

(8 кислева - 9 сивана)


"Сефер Хафец хаим"


Психологический и эмоциональный ущерб


Потребность излить душу в разговоре, чтобы избавиться от психологического и эмоционального дискомфорта, знакома всем. Этот тип речи считается конструктивным, и выслушать ее значит помочь человеку изжить психологический и эмоциональный ущерб.


Человеку, который страдает эмоционально или психологически, разрешено искать подходящего помощника, даже если разговор с ним предполагает обсуждение людей и событий, которое в другом случае считалось бы лашон а-ра. При этом, если возможно, имена следует опускать и сообщать только самое необходимое.


Хафец Хаим считает попытку огорченного и подавленного человека стряхнуть с себя душевный гнет, поведав кому-нибудь его причины, конструктивной целью. Надо, однако, понимать, что речь здесь идет только об очень трудных ситуациях, а не о мелких неприятностях или повседневных житейских трудностях.


"Сефер Шмират а-лашон"


Убежать, чтобы спастись


Как от огня, бегите от праздных болтунов.


Всякий, кто боится Б־га, не станет общаться с людьми, в чьем отношении к слову он не уверен. Пустых разговоров в таких кампаниях надо бежать, как огня. Какой смысл сидеть в обществе, если знаешь, что каждую минуту должен будешь останавливать своих собеседников, чтобы они не вели запретных разговоров? А если станешь слушать их разговоры молча, заслужишь наказание? Сказал рабейну Иона (Шаарей тшува, 3:197):


Представим себе человека, который слышит лашон а-ра, или какие-то вульгарные вещи, или, находясь среди насмешников, - неуважительные остроты на темы Торы и заповедей. Зная, что эти острословы упрямы, испорчены и проигнорируют любое замечание, он предпочитает молчать. Но тогда он будет наказан за то, что не порицал их, ибо его молчание могут понять как знак согласия. Он обязан резко осудить их, продемонстрировав уважение к Торе и заповедям или к праведному человеку, над которыми они смеялись. Эта обязанность - достаточная причина, чтобы покинуть общество грешников, не слушать их злословия и не отвечать им.


Поэтому царь Шломо сказал: «Не завидуй злым людям и не желай быть с ними. Ибо о насилии помышляет их сердце, и о зле говорят их уста» (Мишлей, 24:1-2).