Нахум Пурер on 10.17.2017 Недельная глава, Традиции




Через десять поколений после Адама человечество настолько погрязло в пороках, что Б-г решил уничтожить потопом все живое на земле, сохранив лишь единственного праведника той эпохи — Ноаха с семьей, а также образцы земной флоры и фауны.


По указанию Б-га Ноах строит ковчег — плавучее сооружение особой конструкции. В первые сорок дней и ночей потопа вода бурно прибывала, покрыв всю земную поверхность с высочайшими горными вершинами, и лишь через 150 дней начала отступать. Ковчег остановился на горе Арарат, и Ноах послал на разведку ворона, а затем голубя. Когда голубь принес в клюве оливковый лист, Ноах понял, что вода отступила. Выйдя на сушу, Ноах принес благодарственные жертвы Б-гу из спасенных им кошерных животных. Всевышний обещает больше не наводить гибельный потоп и в знак примирения с людьми выводит на небо многоцветную радугу. Ноаху и его потомкам впервые разрешено есть мясо животных. Человечество получает семь универсальных законов общественного поведения, и на земле устанавливается смена времен года, а также климат, близкий к нынешнему.


Ноах развел виноградник, опьянел от выпитого вина и заснул обнаженным. Воспользовавшись этим, один из его трех сыновей, Хам совершил отвратительный поступок, но два других сына Шем и Яфет укрыли отца, не глядя на его наготу. Проснувшись, Ноах проклял потомков Кнаана, сына Хама: им суждено быть презреннейшими из рабов. Тора перечисляет родоначальников семидесяти народов мира, потомков сыновей Ноаха. Далее рассказывается о строителях Вавилонской башни, дерзнувших соперничать с Б-гом. В наказание Б-г «смешал языки», рассеял людей по земле, и они перестали понимать друг друга. Раздел завершается перечислением десяти поколений от Ноаха до Авраама.


***


«Птицы каждого вида, и животные каждого вида, — из всего, что кишит на земле, по двое от всех придут к тебе, чтобы остаться в живых» (6:20).


Последние события показывают, что антисемитизм жив и здоров, причем он все заметнее проявляется в именно тех центрах цивилизации, где, как считалось, он бесследно исчез более полувека назад.


Еврейское государство, которое еще в конце XIX века еврейская интеллигенция считала окончательной панацеей от антисемитизма, оказалось бессильным перед его возрождением и, как ни парадоксально (впрочем, что же тут парадоксального) стало главной мишенью юдофобов, которые все чаще называют израильтян «новыми нацистами». Поразительный курьез: жертвы нацизма сами объявляются нацистами.


Чему учит нас эта «ирония судьбы»?


Существование еврейского народа — уникальный феномен, явление не от мира сего. Евреи удивляли и продолжают удивлять историков, вызывая у одних из них желание сменить профессию, а у других стремление подтасовывать факты.


С точки зрения обычной логики, говорят они нам, вы вообще не должны существовать. В каком-то смысле, они правы. Мы не являемся частью этого мира. Мы живем в нем, как квартиросъемщики. Это не наш дом. Мы — народ, которому нет места на грешной земле.


Еврейский народ часто сравнивают с птицей. Находясь в своей естественной среде, птица легко взмывает ввысь, оставляя далеко внизу своих бегающих и ползающих родичей.


Но если заточить птицу в клетку, она не только перестает летать, но и становится очень уязвимой. Сами ее преимущества превращаются в помеху. Ноги не приспособлены ходить по земле; крылья атрофируются; оперение блекнет и опадает.


В сегодняшнем разделе, рассказывая о том, как представители земной фауны входили в ковчег, Тора ставит птиц перед животными: «Птицы каждого вида, и животные каждого вида, — из всего, что кишит на земле…» (6:20).


Но уже после того, как они обосновались в ковчеге, Тора ставит животных перед птицами: «И из тех животных, которые нечисты — по два: самца и самку его. Также из птиц небесных возьми по семи мужского и женского пола…» (7:2-3).


Когда же стихия успокоилась, и Б-г велел Ноаху высадиться из ковчега вместе со всеми его обитателями, порядок перечисления снова меняется — птицы опять впереди земных животных: «Выходи из ковчега (сказал Всевышний Ноаху): ты, и жена твоя, и сыновья твои, и жены сыновей твоих вместе с тобой. Все живое, что с тобою, всякую плоть — и птиц, и животных, и всякую живность, что кишит по земле, — всех выведи с собой» (8:16-17).


Почему Тора так странно тасует животных и птиц?


Ковчег был микрокосмом нашего мира. В мире существуют три уровня святости. Точно так же ковчег состоял из трех ярусов: «нижнего, второго и третьего». Наш мир освещается солнцем. Обитатели ковчега тоже жили не во тьме: в его потолке был закреплен драгоценный камень, излучавший свет.


За пределами ковчега птицы могли летать. Там на воле они занимали главенствующее положение. Не случайно, Ноах посылал их на разведку — ворона и голубя, когда вода начала спадать.


Однако в самом ковчеге, обездвиженные и полностью зависимые, они становились более уязвимыми, чем хищники, пресмыкающиеся и земноводные.


Мы — народ, предназначение которого — парить в небе. Но если мы добровольно замыкаемся в ковчеге материализма, максимум, на что мы можем рассчитывать — это роль говорящего горбоносого попугая, разучившегося летать.


Мафусаилов век


«Впредь, пока существует земля, не прекратятся сев и жатва, стужа и тепло, лето и зима, день и ночь» (8:22).


Из этого стиха мы узнаем, что в течение всего времени потопа, продолжавшегося ровно 365 дней, смена времен года прекратилась, небесные светила бездействовали, время остановилось на целый год.


По мнению рабейну Бахья, слова «пока существует земля» позволяют сделать вывод, что наш материальный мир не вечен и когда-нибудь прекратит свое существование. А рав Овадия Сфорно (1470 — 1550 гг., Италия) сообщает, что времена года возникли после потопа и сохранятся до полного искупления грехов, вызвавших эту катастрофу. Со временем, когда счет, предъявленный человечеству, будет закрыт, мир вернется к вечной весне допотопного мира.


Умеренный климат, отсутствие резких колебаний температуры и здоровая растительная пища, продолжает Сфорно, обеспечивали высокую продолжительность жизни у первых десяти поколений людей от Адама до Ноаха, многие из которых доживали до 900 и более лет. Абсолютным и до сих пор непревзойденным рекордсменом был Метушелах (Мафусаил) — 969 лет!


После потопа жизнь людей сократилась вдвое, а через 340 лет, после истории с Вавилонской башней — еще вдвое. Когда срок наказания за злодеяния, совершенные допотопным человечеством, полностью истечет, произойдет демографический скачок, и люди будут желать друг другу не «до ста двадцати» — возраст Моше-рабейну, а до…ну, допустим, «девятисот шестидесяти девяти».


Миро-воззрение


«И сказал (Ноах): «Проклят Кнаан! Рабом рабов братьев своих будет он!… Благословен Г-сподь, Б-г Шема, а Кнаан — рабом им будет!» (9:25-16).


Почему Кнаан, сын Хама, был приговорен к рабскому подчинению двум другим сыновьям Ноаха — Шему и Яфету?


Имя «Яфет» означает на иврите красоту и эстетическую привлекательность. От Яфета произошла греческая цивилизация с ее культом внешней красоты и гармонии.


Хам — значит «горячий». Потомки Хама, африканские и дальневосточные народы, отличаются необузданным нравом; ими управляют эмоции, бурные страсти.


Нахум Пурер