Согласно многим комментаторам, во время Синайского Откровения народ достиг уровня Адама — до того, как он стал...
Согласно многим комментаторам, во время Синайского Откровения народ достиг уровня Адама — до того, как он стал смертным. Как получилось, что смогли убить Хура? Ведь это произошло до создания золотого тельца. Почему Тора умалчивает о последствиях нарушения одной из 10-ти заповедей — «Не убей», которую все слышали? И в то же время обвиняет народ в идолопоклонстве, которого не было? Ведь народ искал замену Моше, а не Всевышнему, и Он сам прощает народ по слову Моше. Если бы идолопоклонство было на самом деле, Он бы их не простил! Кальман
Отвечает рав Меир Мучник
Здравствуйте, Кальман!
Для начала, думаю, стоит разобраться в самих фактах. Убили ли Хура до создания тельца, и умолчала ли Тора об этом?
Раши комментирует историю убийства Хура (комментарий к Шмот 32:5): «И увидел Аарон, и построил жертвенник». Простой смысл — «увидел», что евреи сделали тельца, как сказано в предыдущем стихе (32:4). А помимо этого — «увидел», как при этом убили Хура, который их укорял. А слова «и построил жертвенник» — ва-ивен мизбеах — можно также прочесть ва-явен ме-а-забуах — «и понял [серьезность ситуации] из [того, что произошло с Хуром, — он был] убит». Так что создание тельца и убийство Хура описываются как события, которые Аарон видел более-менее одновременно, и нет доказательств, что убийство Хура произошло именно до создания тельца. Скорее, как раз после, т.к. Раши пишет, что Хур их «укорял», а укоряют обычно за то, что уже сделано. Иначе было бы сказано, что он пытался их остановить.
Одновременно проясняется и другой вопрос: Тора вовсе не замалчивает убийство Хура, а намекает на него в процитированном стихе, «приглашая» мудрецов истолковать его. И не только здесь: в следующем стихе (32:6) Тора говорит: «И поднялись забавляться». Слово «забавляться» — лэцахек — встречается в Торе не раз и всегда объясняется мудрецами как намек на три тягчайших греха: идолопоклонство, прелюбодеяние и убийство. Идолопоклонство — поклонение тельцу. А убийство — убийство Хура, как опять комментирует Раши. Так что Тора вовсе не умалчивает об этом грехе.
Идолопоклонства не было? К сожалению, оно все-таки было, об этом тоже ясно сказано. Почему Вы считаете, что Б-г не простил бы идолопоклонство? Б-г может простить любой, самый тяжкий грех при условии, что человек раскается. Что и произошло здесь: вначале Б-г объявил, что евреи достойны смерти, но они раскаялись и вымолили у Б-га прощение. По словам мудрецов (Авода Зара 4 б), «евреи не должны были так согрешить, но это произошло, чтобы мы извлекли урок о том, как велика сила раскаяния». (В некоторых обстоятельствах раскаяние не помогает — например, когда свидетелями греха становятся люди, которые затем могут дать показания в суде: в таком случае суд обязан наказать грешника. Что и произошло здесь с людьми, которые были уничтожены. Но когда таких свидетелей нет и дело остается исключительно в руках Б-га, то раскаяние может помочь).
Однако Вы задаете важный вопрос: почему считается, что евреи совершили грех идолопоклонства? Ведь они искали замену не Всевышнему, а Моше? Действительно, именно так трактует их действия Рамбан в своем комментарии. В чем же здесь идолопоклонство?
Чтобы понять это, следует выяснить происхождение и истинную суть идолопоклонства. Их объясняет тот же Рамбан в комментарии к Десяти заповедям (Шмот 20:5), а также Рамбам (в начале «Законов об идолопоклонстве»). По их словам, вначале все люди знали Б-га и служили Ему. При этом они знали, что Б-г управляет миром посредством мощных сил, ангелов, «созвездий». Но понимали, что все эти силы несамостоятельны, они всего лишь марионетки в руках Высшего Б-га, поэтому молиться о благе и о спасении от бед нужно именно Ему. Однако потом некоторым людям пришло в голову, что, поскольку эти мощные силы являются Его посланниками, стоит и их просить, чтобы ходатайствовали перед своим Господином о людях и выпрашивали у Него блага для них. Другими словами, служили бы посредниками между людьми и Б-гом. Со временем люди настолько привыкли обращаться к посредникам, что уже забыли о том, что над ними стоит Всесильный Б-г и что все зависит от Него. Более мудрые и сведущие об этом помнили, но стали считать, что тот Б-г настолько возвышен, что простой человек не может, да и не имеет права обращаться к Нему напрямую, а должен обращаться к посредникам. Другими словами, для них Всевышний уподобился царю или президенту, который совершенно недоступен обычному человеку, и с проблемами приходится обращаться к чиновникам, представителям государственной бюрократической машины.
Так была потеряна прямая связь человека со Всевышним. Ее восстановление начал Авраам. Он провозгласил, что человек может и должен установить прямую связь с Всевышним и обращаться к Нему непосредственно, что и начал делать сам. На том этапе невозможно было вернуть на такой уровень близости к Б-гу все человечество, поэтому был создан особый народ, которому предстояло стать приближенным к Б-гу. Для всех людей Б-г останется относительно недоступным Царем, но евреи уподобятся гвардии и аристократии — группам, члены которых приближены к Царю, пользуются Его расположением и имеют к Нему прямой доступ. Более того, они названы «сынами Б-га» — семьей Царя. Если царскому сыну что-то надо, он обращается не к чиновникам, а идет прямо в покои Отца и просит необходимое у Него лично.
Именно в этом заключались первые две заповеди, данные на Синае: «Я твой Б-г — и никто другой, да не будет у тебя никаких других богов предо Мною» (Шмот 20; 1, 2 и Дварим 5; 6, 7 с комментариями Раши). Не «помимо Меня», а «предо Мною» — да не будет между нами никаких посредников и «чиновников», которые будут стоять «предо Мною» и «заслонять» Меня от тебя, ты будешь на прямой связи со Мной, будешь обращаться ко Мне непосредственно.
Но когда евреи сделали тельца, они нарушили эту заповедь. Как объясняет тот же Рамбан, изваяние тельца, которое они вылили, было всего лишь обозначением одной из сил, посредством которых Б-г управляет миром. Да, они искали замену именно Моше, но при этом захотели, чтобы их вел не другой человек, а одна из таких небесных сил, чтобы служила посредником между ними и Всевышним. А это и есть идолопоклонство, которое для еврея является тяжким грехом. Вместо того, чтобы обратиться напрямую к Отцу, царский сын обратился к чиновнику — чем глубоко задел и разгневал Отца, продемонстрировав отчуждение и нежелание поддерживать близкую, непосредственную связь. В результате чего и утратил ее, восстановив впоследствии лишь отчасти, благодаря раскаянию, но уже не на прежнем уровне близости.
А утратив тот уровень почти идеальной близости к Б-гу, действительно подобный уровню Адама до греха, евреи оказались в состоянии и совершить убийство — как мы видели, это было не до создания тельца, а после или одновременно, когда они уже вступили на тот страшный путь.
Другое дело, что можно спросить о самом грехе тельца: если евреи находились на уровне Адама, на котором стали бессмертны и неподвластны Сатану, как они могли совершить какой бы то ни было грех? Но этот вопрос можно задать и о самом Адаме: он-то как мог согрешить, если был на таком уровне? Это уже тема для другого разговора, обширная, обсуждаемая многими комментаторами. Здесь скажем лишь кратко: хотя «внутри» душа Адама была чиста, он все же мог подвергнуться соблазну «снаружи» — что и произошло, когда Хаву побудил к греху Сатан — змей. И, хотя Адам был чист душой, ему надо было устоять перед этим соблазном, чтобы таким образом привести мир к совершенству и заслужить вечную жизнь уже без всяких подобных испытаний. Таким образом, он был не в самом «пункте назначения», а в одном шаге от него — и этот шаг сделать не сумел.
Так же и евреям, достигшим уровня, на котором находился Адам до греха, все же оставалось совершить еще один шаг к обретению полного совершенства. И даже не активно «шагнуть», а пассивно дождаться прихода Моше, воздержаться от неправильного шага — изготовления тельца. Как Адаму надо было всего лишь воздержаться и не попробовать запретный плод. Но ни Адам, ни евреи тогда не сумели удержаться, в результате достижение «конечного пункта» на том этапе было сорвано и остается целью уже наших усилий.
С уважением, Меир Мучник