Беспросветная тьма. Недельная глава Торы «Бо»

 0

By Нахум Пурер on 01.17.2018 Недельная глава, Традиции




Моше грозит фараону восьмой по счету казнью — нашествием саранчи, если евреи не получат свободу. Фараон соглашается отпустить только мужчин. В разгар этой казни фараон раскаивается в своем упрямстве и просит Моше и Аарона удалить саранчу.


Его просьба выполняется, но Б-г вновь ожесточает сердце египетского правителя, и тот в очередной раз не выполняет обещание. Тогда начинается девятая казнь: вся страна, кроме еврейских домов, погружается в густую обволакивающую тьму. Фараон снова зовет Моше и предлагает отпустить всех евреев, но без скота. Моше отвечает, что евреи не только уведут свой скот, но и прихватят часть скота египтян, а затем сообщает о завершающей, самой тяжелой казни — умерщвлении первенцев, после чего сыны Израиля покинут Египет. Б-г дает евреям первую заповедь: с нисана, месяца Исхода, будет начинаться еврейский год. 10 нисана евреи должны взять ягненка, держать его дома четыре дня и потом зарезать как пасхальную жертву, помазать кровью дверные косяки и притолоки в своих домах, а зажаренное мясо — съесть. Кровь жертвы укажет Б-гу еврейские дома, чтобы миновать их во время истребления египетских первенцев. Сыны Израиля навсегда запомнят этот день Исхода и в память о нем не будут есть квасное в дни Песаха. Указания Б-га в точности выполняются. Начинается последняя казнь, и фараон отпускает, наконец, еврейских рабов. В конце раздела приведены законы пасхальной жертвы, выкупа сына-первенца и наложения тфиллин.


***


«И не видели друг друга, и не вставал никто с места своего три дня…» (10:23).


Вы видите людей, которые вас окружают?


Не спешите давать утвердительный ответ. Да, мы видим их. Но и… не видим. Они похожи на едва различимые марионетки, суетящиеся где-то у самого горизонта или даже за горизонтом нашей жизни, эпизодические персонажи долгого телесериала.


Поскольку египтяне «не видели друг друга» из-за тьмы во время предпоследней, девятой казни, никто из них «не вставал с места своего». Чувство сопереживания атрофировалось у них, покрылось коркой мрака.


Конечно, на словах мы переживаем за других, выражаем им свое сочувствие, но наши сердца остаются твердыми, как камень.


На иврите слово «сочувствие» переводится буквально как «быть партнером в горе» другого человека.


Видеть человека — это значит по-настоящему чувствовать его боль и активно стремиться ему помочь. Это значит протянуть руку помощи через мрак, войти в его жизнь с единственной целью — облегчить его страдания.


Причина и следствие


Заповедуя евреям помнить день Исхода, Всевышний говорит: «И скажешь сыну твоему в тот день так: «Ради этого действовал Б-г за меня при моем выходе из Египта» (13:8).


В одном фешенебельном американском ресторане встретилась группа предпринимателей, чтобы обсудить коммерческую сделку. Среди них выделялся религиозный еврей — не только бородой и черной кипой, но и сдержанным поведением за столом.


Его спутники поинтересовались, почему он не пьет вино. Еврей вначале отшучивался, но, уступая их любопытству, сказал: «Наши мудрецы разрешают евреям пить только кошерное вино, к которому не прикасались язычники, поскольку они устраивают винные возлияния в честь своих богов».


Присутствующие насмешливо посмотрели на коллегу: вроде умный, современный человек, а верит в такие глупости. Как можно в наше просвещенное время, в двадцать первом веке отказывать себе в удовольствии из-за каких-то давно вымерших язычников?


Они разлили красное игристое вино, подняли бокалы…, и тут раздался голос стоявшего за их спинами официанта: «Простите, господа. Я случайно услышал ваш разговор. Вы знаете, я сам исповедую неоязыческую веру и, прежде чем подать заказанное вино, всегда отливаю на кухне немножко для моих божков». Бокалы повисли в воздухе…


В пасхальной Агаде сын-злодей надменно спрашивает отца: «Что это за служба у вас?» Он хочет сказать: «Согласен, в эпоху идолопоклонства жертвоприношения имели определенный смысл. Тогда это было уместно, потому что древние египтяне поклонялись овцам, и надо было опровергнуть их суеверие. Но теперь, кто верит в идолов?! Что это за служба у вас такая?»


Ответ заключен в вышеприведенном стихе: «Ради этого…». История — это не причина, а следствие. События происходят для того, чтобы мы могли исполнять заповеди, а не наоборот. Б-г смотрел в Тору, как в чертеж, и создавал по ней мир. Его заповеди предшествовали нашему миру — как хронологически, так и по смыслу.


Мицва почитать родителей существует не потому, что у нас есть отец и мать, и мы должны хорошо к ним относиться. Ведь Всевышний мог создать человека в виде одноклеточного, самовоспроизводящегося организма.


Родители существуют для того, чтобы мы могли исполнять заповедь их почитания. Точно так же пасхальное жертвоприношение «придумано» не для напоминания о конкретном историческом событии. Само это событие имеет в данном контексте подчиненное значение; оно представляет собой лишь способ, посредством которого мы выполняем заповеданную нам мицву — пасхальное жертвоприношение, замененное после разрушения Храма символикой Седера — мацой, марором, четырьмя бокалами вина и Агадой: «Ради этого действовал Б-г за меня при моем Исходе из Египта». Ради этой мицвы.


Кровь на косяках


«И сказал Б-г Моше и Аарону в стране Египетской следующее: «Месяц этот для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года…» (12:1-2).


Раздел «Бо» примечателен не только своей кульминационной напряженностью в описании событий Исхода и рождения еврейской нации. В нем историческая преамбула нашей конституции, Торы, переходит в «законодательную» часть.


В разгар противостояния фараона и Моше, перед последней десятой казнью, когда сюжетное напряжение достигает предела, повествование неожиданно прерывается, и Тора спокойно, академично излагает законы еврейского календаря и принесения пасхальной жертвы. Некоторые из заповедей «корбан песах» касаются только того первого Песаха, проведенного в Египте перед Исходом (взять ягненка 10 нисана и держать четыре дня, обмазать его кровью дверные косяки и притолоку, есть поспешно: «чресла ваши препоясаны, обувь на ногах и посох в руке вашей»), другие мицвот даны нам навечно. Попутно напомним, что пасхальную жертву приносили только в эпоху Храма. Сейчас нам ее заменяет символика Седера.


Но как определить в сложной и предельно детализированной тематике «корбан песах» те детали этой мицвы, которые относятся ко всем эпохам, как отделить их от указаний, действительных лишь для поколения Исхода? На первый взгляд, если следовать прямому тексту Хумаша, такая задача неосуществима. И здесь на помощь приходит Устный Закон. Мудрецы Талмуда обстоятельно классифицируют элементы «корбан песах».


Письменный Закон — Хумаш и другие книги ТАНАХа — это скорее общий конспект законодательной части иудаизма. Наша еврейская Тора состоит из двух нерасторжимых частей: Письменной и Устной (Талмуд и другие источники). Мы только что на конкретном примере убедились, что первая часть невозможна без второй. Это правило неизменно подтверждается в Торе. Тот, кто хочет понять Письменную Тору без Устного Закона и традиции, в лучшем случае запутается, а в худшем — исказит Слово Творца.


В подтверждение приведем интересную гематрию, числовое значение еврейских слов. Мы называет Письменную Тору — «Тора ше-бихтав», а Устную Традицию — «Тора ше-беаль пе». Гематрия «бихтав» — «письменная» — составляет 2+20+400+2 = 424.


«беаль пе» — «наизусть» — 2+70+30+80+5 = 187. При сложении этих двух сумм (Письменный Закон + Устная Традиция) получим 611. Такая же гематрия и у слова Тора: 400+6+200+5!