течение многих тысячелетий люди жили как и все остальные виды в природе: только часть из рождавшихся выживала, а остальные умирали в детстве. То есть сама природа, видимо, предусмотрела так, что родившийся человек не всегда идеален, иногда ему не предназначено выполнить никакой осмысленной роли и он перестаёт быть обузой для своей общины, просто умерев. Но в последние 100 лет развитие технологий позволило выживать огромному количеству тех, кто раньше не дотянул бы и до 20 лет. Это привело к огромному скачку в населении планеты, экология не выдерживает, в обществе потребления более одарённые и сильные, по сути, содержат огромные массы людей и тратят огромные ресурсы на совершенно, казалось бы, бессмысленное их существование. Еврейский народ раньше никогда не сталкивался с проблемой «как же избавиться от груза накапливающихся в обществе бессмысленных его членов». Но как евреи собираются решать эту проблему с учётом того, что идеи Гитлера они сами же и запретили? Как они будут в итоге решать вопросы перерасхода ресурсов, огромного количества инвалидов и неполноценных, которые, не вымирая в обществе технологического типа, будут накапливаться и висеть грузом? Ведь природа не прощает неэффективности, ни один биологический вид не тащит за собой бессмысленный груз ненужного населения, каждый жив только до тех пор, пока он максимально эффективен, иначе он проигрывает конкуренцию и время другим видам. Артем




Отвечает рав Меир Мучник



Здравствуйте, Артем!


Ваш вопрос может быть действительно очень интересным, если только сначала уточним его постановку.


Вы говорите: «сама природа предусмотрела», «природа не прощает неэффективности». Но лично я не знаю такой могущественной и требовательной дамы, может быть, подскажете, где она живет? Насколько я знаю, природой называют совокупность живых и неживых объектов в окружающем нас мире, ни один из которых не обладает таким разумом и могуществом. А Тот, Кто их создает и организует в систему, потрясающую своей комплексностью и единством, называется Б-гом. А Он ничего не создает зря.


Кто именно, по-вашему, бесполезен? Инвалиды и физически неполноценные люди? Оставим на секунду вопрос об их полезности — правда ли хотя бы то, что они составляют «огромную массу людей», которая появилась вследствие новых технологий и падения детской смертности? Я как раз живу в еврейском религиозном обществе с высокой рождаемостью, здесь норма семь детей семье, а то и больше. И подавляющее большинство растущих здесь детей вовсе не являются инвалидами и физически неполноценными. Нормальные люди.


И в прошлом разве детская смертность выкашивала именно инвалидов, оставляя гениев и силачей? Умирали от болезней, которыми может заболеть любой, просто от них тогда не умели оберегаться и не умели их лечить. Как в наше время, несмотря на все развитие и технологии, по-прежнему кого угодно может скосить рак, не обязательно инвалидов. Так что огромный скачок в населении планеты, который действительно имеет место быть, произошел вовсе не потому, что остались живы все инвалиды и неполноценные, а потому что в целом люди стали легче выживать в детстве и дольше жить. И беспокойство таких, как Мальтус, связано с проблемой перенаселенности вообще, мол, на всех не хватает ресурсов, а не с тем, что слишком много «бесполезных», которые становятся «обузой» для здоровых.


Поэтому и «идеи Гитлера» тут не помогли бы, даже если бы с ними можно было согласиться. Полагаю, что здесь Вы имеете в виду не его идеи относительно евреев — их он убивал всех, и здоровых, и больных, — а относительно своего собственного, «арийского» народа: по его мнению, надо было избавиться от больных и инвалидов, чтобы не «портили» здоровье нации. Да, были у него и такие идеи, но в то же время он выступал за рост рождаемости здоровых, «полноценных» арийцев, широко пропагандировал то, что сейчас называется «семейными ценностями», выступал против абортов — чтобы больше было «арийцев», беспокоился из-за падении рождаемости.


И конкретно в этом он был, скорее, «нормальным» — это только теоретики типа Мальтуса озабочены ростом населения в целом, а большинство народов и правителей беспокоятся о рождаемости и стремятся ее стимулировать. Единственный известный пример противоположного — Китай, с его политикой «одного ребенка на одну семью». Но и там в последнее время пошли разговоры, что это принесло больше вреда, чем пользы, и наметились послабления.


А что касается идей Гитлера об инвалидах, то, конечно, евреи их запретили — а кто бы их разрешил? Кто выступает за то, чтобы убивать больных и неполноценных? Даже в жестокие Средние века, когда инвалидов считали наказанными за грехи или «связанными с дьяволом», их изолировали, но не убивали. А уж в современном мире, если кто-нибудь за такое выступит, его сразу объявят нацистом и репутации его конец.


Если о чем и говорят, то о пенсионном возрасте: в большинстве развитых стран уже сейчас назревает проблема, что становится слишком много стариков, которых трудно поддерживать молодым. И обычный ответ — поощрять продолжение работы пожилыми людьми: они и живут дольше, вот и силы и энергия у них сохраняются на более долгий срок, да и по факту именно работа служит для многих из них стимулом к жизни и активности, без нее они быстро зачахнут. Но убивать стариков — равно как и инвалидов и «неполноценных людей» — конечно, никому в голову не придет. И рожать тоже все понимают, что Сам Б-г велел.


В буквальном смысле. В качестве первого указания, сказав Адаму и Хаве: «Плодитесь и размножайтесь» (Берешит 1, 28). Без всяких ограничений. И каждый человек инстинктивно ощущает, что надо умножать жизнь, а не уменьшать. У большинства людей заложено чувство необходимости продолжать свой род. И не беспокоиться о том, что людей может стать «слишком много» — это дело Б-га. Если Он решит, что кому-то на этом свете не место, Он вполне может принять меры. Наше дело — помнить, что, пока человек на свете живет — тоже неизбежно по воле Б-га, — то его существование сохраняется с какой-то целью, и его жизнь нужно хранить и оберегать всеми разрешенными средствами.


Какая польза от человеческой жизни? Как сказано, большинство людей — «нормальные», и даже на простом уровне нетрудно заметить, что чем-то полезным они да занимаются. Тем более что мы не полностью знакомы с общим сценарием жизни, написанным Б-гом, потому не можем досконально судить о распределении ролей. Никому не дано решать, что кто-то «бесполезен», да и где именно провести черту?


Инвалиды и «неполноценные» — во-первых, они во многих случаях тоже чем-то занимаются. В одной области у них ограничены возможности, в другой — вовсе нет. Рузвельт, например, был прикован к инвалидной коляске, но это не помешало ему быть президентом. Подобное наверняка бывает и в других профессиях, просто их представители менее известны.


Почему Б-г ограничил их возможности так, что им сложнее делать то, что легко делать другим?


По той же причине, по какой Он устроил в мире много разных профессий, разного типа, разной сложности. Ведь, если бы хотел, Он мог бы дать человеку сразу все, что ему необходимо, и не нужно было бы большинство занятий, цель которых — обустройство жизни. Но цель жизни на этом свете — вовсе не сидеть и блаженствовать (это быстро бы наскучило), а трудиться, преодолевать препятствия и стремиться к цели. Именно это дает человеку чувство достижения и значимости. И Б-г устроил, чтобы разные люди делали это на разных уровнях, каждый — обретая свой тип чувства достижения. И инвалид, даже если он добивается меньшего, ощущение достижения у него больше, ибо даже этот результат стоил ему стольких усилий и труда! А это и есть наполненная смыслом жизнь. А то, если совершенно полноценный человек стал президентом, но ситуация и механизмы политики сложились так, что ему не удалось выполнить основную часть своей программы, то будет ли его чувство достижения бОльшим, чем у инвалида? В той или иной мере все мы инвалиды, неограниченными возможностями обладает только Б-г.


Это — во-первых. А во-вторых, даже если инвалид совершенно не способен ничего в жизни сделать и другим приходится заботиться обо всех его нуждах, это тоже не значит, что от него нет никакой пользы. Есть, и большая. В Талмуде (Бава Батра 10а) приводится эпизод: великого мудреца раби Акиву спросили: если Б-г любит бедняков, почему Он о них не позаботится? Раби Акива ответил: чтобы дать нам шанс о них позаботиться и тем самым обрести спасение и награду.


Ведь все согласны, что человеку следует быть добрым. Но как он будет на практике делать добро, если все окружающие самодостаточны и никто ни в чем не нуждается? Поэтому Б-г создал общество так, чтобы люди друг в друге нуждались, и таким образом имели возможность друг другу помогать. Одним нужно меньше помощи, другим больше — и помогающие тоже могут предоставить каждый свой тип помощи. Кто-то меньше может помочь физически и больше идеями. Гениальный ученый может помогать всему миру одними своими изобретениями. А другой человек может обладать большим терпением и любовью, реализация которых на практике — постоянная физическая забота об инвалидах. Таким образом, заботясь о них, человек не тратит драгоценное время на «бесполезных» людей, а наоборот, достигает цели жизни — делать добро, стать добрым и хорошим человеком. И хотя бы в этом от инвалидов огромная польза — давать возможность совершенствоваться тем, кто о них заботиться.


Ведь, несмотря на весь прогресс и технологии, нетрудно увидеть, что жизнь идеальной все равно не становится. Ибо на самом деле мир был создан не для того, чтобы жизнь была хорошей, а для того, чтобы люди были хорошими. Вот так они хорошими и становятся. И понятно, что, если бы они стали волноваться о «пользе» от инвалидов и о том, как бы от них избавиться, то хорошими людьми это бы их не сделало.


А теперь можно задать Ваш вопрос: почему раньше была такой высокой детская смертность, если Б-г всех создает со смыслом? И почему в современном мире это изменилось и так подскочила численность населения планеты?


На самом деле это часть общей, комплексной темы отличий современного мира от прошлых времен — здесь очень много аспектов и все едино. Но вкратце можно сказать так. У разных людей разные характеры и роли в жизни. И у разных поколений в разные эпохи — тоже.


Среди многих отличий предыдущей эпохи от современной отметим следующие. В прошлом — господство Западной цивилизации — христианской Европы, колонизовавшей весь мир, затем Америки и России. Теперь Европа уже «старушка», Америка и Россия еще держатся, но и они уже не те. «Пассионарной» религией, стремящейся к мировому господству и увлекающей молодые горячие головы, является уже не христианство и не коммунизм, а ислам. И еврейский народ тоже подвергается основным опасностям уже не со стороны Запада — римлян, европейцев, христиан — а со стороны арабов, мусульман.


А нам известно, что Запад происходит от Эйсава, брата нашего праотца Яакова и сына нашего праотца Ицхака. А арабы — от Ишмаэля, брата Ицхака и сына нашего праотца Авраама. Авраам, Ицках и Яаков основали еврейский народ с его характером — равновесие между добром и любовью, с одной стороны, и строгостью и дисциплиной, с другой. А у Эйсава и Ишмаэля иной «баланс», они отклоняются каждый в свою крайность: Эйсав стал не только строгим и дисциплинированным, но и жестоким, нетерпимым и склонным к убийству. Слишком холодным. А Ишмаэль — не только теплым и гостеприимным, но и диким, разнузданным и склонным к разврату. Слишком горячим.


Таким образом, прошлую эпоху господства европейцев-христиан можно назвать эпохой Эйсава, а теперешнюю — Ишмаэля. И характер каждого из них соответствующим образом влияет на мир своей эпохи.


Предыдущая эпоха Эйсава отличалась своей суровостью, жесткостью. Избалованным было в ней не место. Надо было трудиться, бороться не на жизнь, а на смерть. Войны были не только нормой, военное дело считалось доблестью. То, что сегодня считается «военным преступлением», тогда было нормой. (Рыцари и мушкетеры были ведь просто головорезами). Вот и смертность была высокой, особенно детская — слабым приходилось туго. Основная черта эпохи — трудность, ограничение жизни. Эйсав считает, что все должны работать и сражаться, а кто не может — какой в нем толк, он лишь обуза для других.


Нынешняя эпоха — наоборот, весьма балует. Уже не модно рубить шашкой, почетнее быть миротворцем, филантропом. Все делается для удобства человека, всевозможные пособия делают даже жизнь бедняков и обездоленных вполне сносной, проповедуется терпимость ко всем и вся. В странах Ишмаэля всегда был жаркий климат, а теперь говорят и о глобальном потеплении. Основная черта эпохи — легкость, расширение жизни. Вот и численность населения растет, и все те, кто в предыдущей суровой эпохе не выжил бы, теперь выживает.


Какая эпоха лучше? На первый взгляд, последняя явно приятнее. Но, призадумавшись — и зная, откуда все пошло, — понимаем, что на самом деле у каждой свои достоинства и недостатки, свои крайности. Раньше люди были подчас слишком жестокими, но теперь могут быть слишком избалованными.


Также понимаем, что и та, и другая эпоха — составные части сценария истории, написанного Б-гом. Каждая стала испытанием для живущих в ту пору евреев — и для остального человечества тоже. Раньше приходилось бороться с жесткостью людей и жизни в целом — или мириться с ней, терпеть ее. В том числе — терпеть ужасную детскую смертность. А теперь это не проблема, и бороться надо скорее с избалованностью. В то же время раньше легче было настроить себя на труд и на подвиги — жизнь заставляла. А теперь легче проявлять любовь и терпимость, заботиться о других — жизнь предоставляет условия и настраивает.


И волноваться о последствиях «чрезмерного» скачка в населении сегодня следует не больше, чем надо было волноваться в прошлом о том, что человечество вообще все вымрет в бесконечных войнах и эпидемиях, оно часто было на грани. Так или иначе, выжило, Б-г не дал ему исчезнуть. Выживет и теперь, Б-г позаботится.


И рождение в прошлом детей, которые долго не протянули, тоже, по словам мудрецов, не было напрасным. Помимо испытания родителям, смысл мог быть в том, что в этих детей переселились души людей, уже проживших свои жизни, которым, в конечном итоге, не доставало какого-то момента, чтобы обрести покой на Небесах. Чтобы обрести это дополнительное исправление (тикун), им могла потребоваться не полная дополнительная жизнь на этом свете, а лишь ее фрагмент. Что они и получили, когда спустились в этот мир на короткий срок. Как именно работает эта система, в чем заключается требуемое духовное исправление и как оно достигается короткой детской жизнью — нам не понять. Но нет сомнений в том, что никто не рождается напрасно и становится «лишним грузом».


И изменение ситуации в современном мире может свидетельствовать лишь о том, что теперь такое кратковременное возвращение душ в мир в большинстве случаев потеряло смысл — теперь дополнительное духовное исправление работает по-другому. Тоже в связи с изменением эпохи и характера — и типа души — ее людей. Есть мнение, что теперь даже полные жизни являются такими «дополнительными», то есть теперь исправление занимает более долгий срок.


Так или иначе, нам этого по-настоящему не понять, и не в этом наша цель. Главное — помнить, что никто не рождается бессмысленно и не является «ненужным», «обузой». Цель каждого человека — стремиться к цели и преодолевать препятствия на своем уровне, а также, каждому по-своему, помогать другим и становиться лучше и добрее.


Чего нам и желаю.


С уважением, Меир Мучник




Вотсап