Шалом, уважаемые равы! У меня к вам следующий вопрос. Мне неловко спрашивать вас о таком. Мне бы хотелось узнать о правилах чистоты еврейского дома, а именно — подробности при заселении в новое жилище, где раньше жили неизвестные мне люди. Дело в том, что квартира, куда я собираюсь въезжать, раньше была заселена неблагополучными людьми, там был страшный беспорядок, и она, возможно, осквернялась (мне это неизвестно). Сейчас там все было убрано, следов грязи нет, но у меня есть сомнения, можно ли туда вселяться. Как быть уверенным, что жилье не осквернено? И что нужно сделать? (Нам всё здесь хорошенько помыли, и еще будет сделан легкий ремонт). Заранее благодарен вам, Максим




Отвечает рав Мендель Агранович



Уважаемый Максим,


Согласно Торе, есть один момент, который нужно учесть в связи с Вашим вопросом.


Недавно вышла книга, сборник респонсов рава Ицхака Зильберштейна, одного из знаменитых раввинов нашего поколения, крупного знатока Галахи — Закона. В одном из респонсов раввин рассматривает следующую проблему. Известно, что отношение Хофец Хаима к эмиграции в Америку в начале 20 века была резко отрицательным. Но было одно исключение, когда Хофец Хаим разрешил человеку переселиться в США при условии, что тот всю жизнь проживет рядом с ортодоксальной ешивой. И действительно, человек, задавший Хофец Хаиму этот вопрос, всю жизнь соблюдал Тору и вырастил соблюдающих детей, что в условиях реальности того времени было отнюдь не гарантировано. Так вот, тот, кто задал вопрос раву Зильберштейну, должен был жить в отдаленном штате США и, по совету Хофец Хаима, собирался купить дом рядом с ортодоксальной синагогой. В конце концов, они с супругой нашли такой дом, но в нем до них жил какой-то еврей, который всю сознательную жить совершал действия, которые по Закону однозначно являются грехом. Можно ли купить такой дом? Вот ответ рава Зильберштейна.


В первую очередь рав Зильберштейн подтверждает, что, действительно, поведение человека в доме оказывает влияние на этот дом. То есть если в каком-то жилище выполняется мицва — заповедь или, не дай Б-г, совершается авейра — нарушение, грех, это влияет на жилище. Он приводит высказывание Талмуда в трактате Таанит: «Стены дома человека свидетельствуют о нем».


Рав Хаим Каневский говорит, что это «работает» и в положительную сторону. Как доказательство приводит сообщение о том, что люди, которые молились там, где до этого молился Виленский Гаон, чувствовали особую святость этого места. Нужно отметить, что это в какой-то степени субъективно. Ведь многие люди заходят в ешивы, синагоги и ничего не чувствуют!


То, о чем говорят Талмуд и Мидраш в приведенных цитатах, — это духовная данность, чувствуем мы её или нет, и святость Стены Плача, синагоги, ешивы — также реальность, вне зависимости от наших ощущений.


Поэтому дом, в котором в течение долгого времени совершали какой-либо грех, несет на себе отпечаток этого греха.


Но нет ничего лучше для материальных объектов, с помощью которых совершали грех, чем начать выполнять с их же помощью заповедь (слова тестя рава Зильберштейна — рава Йосеф-Шолома Элияшива).


Есть красивый пример этого (из трактата Авода Зара): корона царя Давида украшала прежде голову какого-то идола. Задают вопрос: лучшей короны для царя Израиля нельзя было найти? Ответ таков: наоборот — следует взять именно такой предмет и начать использовать для служения Творцу!


Здесь есть определенные нюансы, а именно: в некоторых случаях предмет становится мерзок, отвратителен, противен Всевышнему из-за греха, совершенного с его помощью. Например, овечка, которой расплатились с женщиной древнейшей профессии, не может быть принесена в жертву. Но не будем отвлекаться…


Рав Зильберштейн, основываясь на мнении Хафец Хаима в комментарии Мишна Брура, (154:55) говорит следующее:


Хофец Хаим считал, что место, где служили идолам, в принципе можно перестроить под синагогу.


Но существует мнение рава Моше Файнштейна, считавшего: это отвратительно для мицвы, но, все же, можно «облегчить» закон, если капище идолов сгорело. Так как в этом случае на прежнем месте есть новое здание, что-то другое, новая реальность.


Тогда можно:


1. Сделать ремонт — покрасить стены, оштукатурить, поклеить обои и т.д. — это тоже новое, другое. Так считали рав Элияшив зацаль и рав Ицхак Йосеф, да проживет он долгие годы, главный сефардский раввин Израиля. То есть мы опираемся на комментарий Мишна Брура, но учитываем также мнение рава Файнштейна.


2. Начать жизнь в доме изучением Торы — устроить ханукат а-байт — новоселье, с десятью евреями (миньяном), молитвой, словами Торы. Есть специальные тексты. Существует мнение, что эта трапеза даже является мицвой (заповеданной), если на ней звучат слова Торы.


3. Устроить в этом доме специальное место для изучения Торы и молитвы, которое будет иметь особый статус: за ним будут следить, не произносить там лашон а-ра (запрещенных речей, злословия) и т.д.


4. Объявить себе и другим домашним — в этом доме мы хотим изучать Тору, служить Всевышнему, молиться Ему.


Так великий раввин советует снять «негатив» с дома, о котором идет речь в респонсе.


Нам подумалось, что советы рава Зильберштейна будут актуальны и в Вашем случае, а также интересны посетителям сайта.


Хотелось бы только добавить, что одних деклараций недостаточно, нужно действительно делать все то, что раввин советует.


То есть изучать дома Тору, молиться, служить Всевышнему, соблюдать Закон.


Один из советов, который дают молодым выпускникам ешив после свадьбы, — это учиться дома. Такая учеба даёт молодой семье очень много, как с рациональной, так и с духовной («неосязаемой») точки зрения.


С уважением, Мендель Агранович