Могилы праведников

Рав Эли Тальберг

Скоро Рош а-Шана. В очередной раз десятки тысяч евреев со всех концов мира съедутся на эти дни в маленький украинский городок под названием Умань. Зачем? Что примечательного в Умани? Две вещи: могила раби Нахмана из Бреслава и Парк София, созданный одним из семейства графов Потоцких для своей любимой женщины. Понятно, что люди стремятся в этот город не только за тем, чтобы прогуляться по парку ☺. Говорят, что раби Нахман перед смертью сказал: тому, кто придет на его могилу и прочтет там Тикун Клали, он обещает, что… Меня в данный момент интересует не то, что именно пообещал раби Нахман, а вообще, как умерший может обещать что-то живому? А главное: как он может выполнить свое обещание?


Хотите — верьте, хотите — нет, но искренняя молитва, произнесенная на могиле праведника, помогает. Лучшим доказательством является то, что начиная с Калева Бен Ифуне и до наших дней люди спешат на могилы праведников, чтобы оттуда воззвать к Б-гу. Калев входил в состав 12-ти разведчиков, которые были посланы от еврейского народа в пустыне высмотреть Землю Обетованную. Это было тяжелейшим испытанием, которое не прошли 10 из 12-ти уважаемых в народе людей, вследствие чего все то поколение было обречено умереть в пустыне. Калев испытание прошел! Кроме того, он пережил свое поколение и вошел в Эрец Исраэль с новым поколением. Устная Тора говорит, что Калев добился этого всего благодаря тому, что, когда разведчики вошли в Землю, он отделился от них и побежал в Хеврон помолиться у Меарат а-Махпела, в которой захоронены Авраам, Ицхак, Яаков, а также Сара, Ривка и Лея. Конечно же, Б-г слышит молитву человека, где бы она ни была произнесена (и на каком бы языке ни была произнесена), но из этой истории следует, что есть на земле места, откуда Ему «лучше слышно».


Интересную вещь можно выучить из истории о могиле праматери Рахели, которая находится между Иерусалимом и Бейт Лехемом. Вот что сказано в Мидраш Танхума: «Предвидел Яаков, что по этому пути будут проходить, отправляясь в Изгнание, потомки его, и похоронил он там Рахель, чтобы она молила Г-спода о милосердии к изгнанникам». Не живущие на земле просят у Б-га милосердия к душе умершей, а наоборот! Мидраш подкрепляет эту идею словами пророка: «Вот, голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание — Рахель плачет о своих детях» (Ирмиягу 31:15). Рахель, которая на Небе, «плачет о своих детях», которые сейчас на земле. Мы верим, что Небо – постоянное место пребывания душ, а здесь мы временно — так, в командировке. Самые чистые души Там. В иврите слово Небо (Шамаим) – это удвоенная форма слова Там (Шам). Это нам намекает на то, что речь идет не о физическом небе, как месте пребывания душ, а о Небе, как образном символе более тонких миров Творения.


Итак, мы приезжаем помолиться на могилы праведников и потому, что молитвы, произнесенные в таких местах, более благосклонно принимаются Вс-вышним, и потому, что своим приходом побуждаем души праведников молиться за нас. Обе эти идеи можно увидеть, вчитываясь в слова Кицур Шульхан Аруха: «Принято накануне Рош а-Шана, после утренней молитвы, пойти на кладбище, чтобы простереться на могилах праведников. И там раздают цдаку бедным и долго молятся, чтобы побудить святых праведников, покоящихся в земле, заступиться за нас в день Суда. А также, поскольку в этом месте похоронены праведники, место это святое и чистое, и молитва, произнесенная там, с большим желанием принимается Б-гом, поскольку она произнесена на Святой Земле; и Святой, благословен Он, проявит к нам милосердие ради заслуг праведников» (гл. 128:13). Далее, по тексту, идет важное предупреждение: «Однако не следует молящемуся на кладбище обращаться к мертвым, похороненным там, поскольку это будет очень похоже на нарушение запрета разговаривать с мертвыми. Следует просить Б-га, да будет благословенно Имя Его, смилостивиться над нами ради заслуг праведников, почивших в прахе» (там же).


Вы когда-нибудь задумывались об этих самых «заслугах праведников»? Вы задумывались об их жизненном пути? Никто из них не стал называться праведником, прожив мирную и спокойную жизнь! Каждый из праведников прошел свои нелегкие испытания: кто-то тяжело жил, кто-то тяжело умирал, кто-то прошел и то и то. Тот же раби Нахман из Бреслава, о котором я упоминал в начале статьи, умер в 38 лет от туберкулеза, ранее похоронив любимых жену и сына. Праматерь Рахель умерла во время родов сына Биньямина, а с первосвященника раби Ишмаэля (с живого!) палач снимал кожу, пока его душа не покинула тело… Скажите, Вы ни разу не испытывали чувство стыда, выпрашивая для себя жизнь «поспокойнее» возле могил ЭТИХ людей?! И все же не только праведникам доставалась нелегкая судьба, так в чем же отличие праведников? Ответ можно найти в кабале и в хасидизме: внутри каждого человека идет постоянная война между Добром и Злом. Праведник — это тот, кто выиграл свою внутреннюю войну, избрав путь Добра и служения Б-гу. Так, во время казни первосвященника раби Ишмаэля кесарь его спрашивает: «Что, ты все еще уповаешь на своего Б-га?» — и в ответ слышит: «Да, “если Он и убьет меня, я на Него буду уповать” (слова из книги Иова)».


Так зачем же мы едем на могилы праведников? Чтобы присоединить тихий голос своей молитвы к их громким и чистым голосам!