Мудрость или слабость?
Мудрость или слабость?
Рав Эли Тальберг
Когда я пишу эти строки, мне очень хочется верить, что когда эта статья выйдет в свет, она потеряет свою актуальность. К сожалению, опыт жизни в Израиле подсказывает мне обратное...
Вместе с тремя семьями страна пережила шок от исчезновения молодых ребят, севших в тремп по дороге домой, надежду на их возвращение и горечь на похоронах. Израильские левые призывают проявлять мудрость и сдержанность, все остальные – и евреи, и арабы – видят проявление слабости еврейского государства. Интересна реакция арабов, причём как израильских (обладающих всеми правами граждан Израиля), так и жителей автономии. Сразу после пропажи ребят – тихая радость и страх перед ответными действиями, потом волна ненависти к евреям по всей стране от массовых волнений в Нацерете на севере до ракетных обстрелов еврейских городов на юге. Стоит ли напоминать про Иерусалим и Хеврон? Может, проявить «мудрость» и отдать им все эти города? Может, они тогда утихомирятся?
У меня нет решения, которое понравилось бы всем, но я готов пойти как резервист, если это понадобится. Я не хочу «давать советы» правительству. Я придерживаюсь логики из анекдота: «Как жаль, что те, кто знают, как управлять страной, уже давно работают парикмахершами и таксистами». Но я пытаюсь понять причины, приведшие к этой ситуации.
Главная причина: несправедливость, пропитавшая наше общество на всех уровнях. Это можно видеть на отношении к террористам. Убийца евреев уверен, что даже если его поймают, то в израильской тюрьме он может получить бесплатно высшее образование и станет национальным героем. Он ничем не рискует. Ничем не рискует его мать, которая кричит в телекамеру о гордости за сына. Ничем не рискует депутат Кнессета, повышая свою популярность антиизраильскими высказываниями. Справедливость нарушена у нас не только в межнациональном плане. Не несут ответственности перед собственным народом чиновники высшего эшелона за преступную халатность своих подчиненных. Даже чиновники низшего порядка не несут ответственности за «ошибку», которая может стать трагической для конкретного человека или семьи.
Милосердие к виновным неизбежно порождает другую крайность: жестокость к невинным. Каббала объясняет это с помощью Древа Сфирот. Качества Хесед (Милосердие) и Гвура (стремление к справедливости) находятся в динамичном равновесии. Смещение одного неизбежно отражается на втором. Это верно и на уровне индивидуума, и на уровне общества в целом. Более полутора тысяч лет назад мудрецы Талмуда поставили диагноз: «Жалеющий злодеев будет убивать праведников!» У нас в государстве не принято выносить смертный приговор убийцам-террористам, так же и честных граждан власти физически не уничтожают. Но вполне допустимо забрать ребенка у матери-одиночки, доведя ее тем самым до самоубийства (случай в Хадере) – за то, что отключила 12-летней дочке доступ к Интернету ( мать была недовольна общением дочки в Фейсбуке со взрослыми мужчинами)! Система позволяет банку продать квартиру и выгнать семью на улицу за неуплату нескольких платежей по машканте в период временной нетрудоспособности по болезни (я знаю несколько таких случаев на разных этапах процесса).
Жестокость госсистемы к своим гражданам порождает жестокость граждан друг к другу. За разрушением еврейских домов в Гуш Катифе в 2005 году последовало безразличие большинства населения Израиля к судьбе еврейских беженцев. Сейчас, через девять лет, я не вижу существенных улучшений. В том, что три еврейских мальчика попали в руки убийц, сами же евреи обвиняли и их родителей, и самих этих детей, и даже израильские спецслужбы.
Недавно я прочел статью Олега Ициксона «Диагноз Бялика». Приведу несколько цитат.
«Тель-Авив, улица Бальфур, 1934 год. Последнее выступление Хаима Нахмана Бялика. Скоро он уедет в Вену на операцию – и вернется уже в гробу. О чем же он говорит? О том, что разобщение и ненависть разрушают нас изнутри: “Как мы приняли наших братьев, спасающихся от войн? Мы подняли цены на жилье и отняли у них последние гроши… Дьявольский блеск золота слепит нам глаза. Мы похваляемся подъемом и расцветом, хотя налицо лишь пустой спекулятивный переполох…“»
«Бялика волновали не внешние угрозы, не проблемы с властями, а корень бед народа – народа, который потерял себя, трясясь на ухабах истории. Столетиями он пытался „стать как все“, прийти в соответствие с внешними стандартами. И даже на своей земле продолжил тот же курс на ассимиляцию – не физическую, а идейную, ценностную.
По сей день мы упорно подражаем „просвещенной“ части человечества, уверенные, что это единственно правильный путь. Но не здесь ли кроется наша главная ошибка, из-за которой мы так и не достигли подлинного мира ни с соседями, ни с самими собой?
Вывод Бялика пророчески современен: „Главный симптом болезни – ужасное внутреннее разобщение, партийные распри, жадно пожирающая нас беспричинная ненависть“».
Слова, которыми автор завершает свою статью, я хочу закончить свою:
«Диагноз Бялика справедлив: в своей стране мы во многом чужие друг другу. Израиль разрознен, раздроблен на сектора и одурманен алчным взором золотого тельца, рядящегося в прекрасные одежды либеральных ценностей.
Единственная демократия на Ближнем Востоке? Да. Но больная демократия, которой недостает тепла нормальных человеческих отношений. Так не пора ли исцелиться от недуга? „Болен наш Тель-Авив, – сказал Бялик, – и я благословляю вас и себя на то, чтобы удостоиться увидеть, вернувшись, признаки выздоровления“. Иногда надежда переживает человека и передается потомкам – чтобы они все-таки претворили ее в жизнь».