Дети даны нам на хранение!


Рав Шломо Вольбе


Цель


«Вот, я взираю на небеса, сотворенные Твоими перстами, на созданные Тобой луну и звезды. Что есть человек, чтобы Ты помнил о нем, что сын человеческий, чтобы Ты о нем вспоминал?» (Теилим, 8:4-5).


Царь Давид, глядя на огромные светила, сотворенные Всевышним, удивлялся: что есть человек, что Всевышний помнит о нем, и дает каждому свое предназначение, и дает каждому что-то на хранение (в приведенном выше стихе используется слово תפקדנו, которое можно перевести и как «вспоминал о нем», и как «давал ему предназначение», и как «давал ему на хранение» – прим. пер.). Всевышний дает нам на хранение детей. Когда человек становится отцом, он чувствует, что Всевышний оказал ему доверие. Всевышний дал ему на хранение ребенка, за которым он должен следить и о котором он должен заботиться.


В выражении «у меня есть дети» имеется некоторый дефект. Дети тебе не принадлежат, они не являются твоим имуществом. Этих детей Всевышний доверил тебе, и ты должен бережно к ним относиться.


Если кто-то думает, что дети даны ему для того, чтобы было кому о нем позаботиться в старости, или чтобы ему было чем похвастаться – он ошибается. Не для этого Всевышний дал ему детей. Дети доверены ему, он должен обращаться с ними должным образом, со всей ответственностью, чтобы оправдать оказанное ему доверие.


Выше мы упоминали основы воспитания – рост и строительство. Под ростом понимается естественный рост ребенка. Моше Рабейну, мир ему, говорит: «Польется, как дождь, учение мое, будет струиться, как роса, речь моя, как мелкий дождь на зеленый покров и как капли на траву» (Дварим, 32:2). Тора сравнивается с дождем. Если Тора – дождь, питающий землю, значит, то, что должно вырасти, вырастет само. И ребенок должен вырасти сам. Я могу его посадить, могу сделать все необходимое, чтобы он рос хорошо, но при этом моя цель – чтобы ребенок проявлял инициативу в своей жизни, чтобы он сам хотел расти в Торе.


Рамбан выводит это из двух отрывков «Шма, Исраэль». В первом отрывке сказано: «И повторяй их сыновьям [ученикам] своим, и произноси их» (Дварим, 6:7). Повторять должен отец или рав. Он произносит слова Торы. А во втором отрывке сказано: «И учите им сыновей ваших, чтобы произносили их» (Дварим, 11:19). Ты научи сыновей, чтобы они произносили слова Торы. На первом этапе говорит отец. Но не это наша цель, это лишь промежуточное звено. Во втором отрывке «Шма» говорится: «И учите им сыновей ваших, чтобы произносили их». На втором этапе сыновья учатся произносить слова Торы самостоятельно. Это и есть наша цель.


Было бы очень печально, если бы в результате воспитания были задушены желание и инициатива самого ребенка.


Душа – растет. И ни в коем случае нельзя про это забывать. Мы должны считаться с душой в процессе воспитания.


Строительство человека – привитие ему норм поведения, приучение к заповедям, к еврейскому образу жизни.


И только они оба вместе – рост и строительство – являются воспитанием.


Далее мы рассмотрим центральные вопросы воспитания, часть которых являются общими, а часть касаются определенных этапов в росте ребенка.


Обязанность молиться


Первое и главное, что обязаны делать родители со дня появления ребенка на свет, и даже раньше – молиться за него.


Это можно выучить из закона, касающегося первосвященника. Совершивший непредумышленное убийство должен скрываться в городе-убежище до смерти первосвященника. Какая связь между жизнью первосвященника и законом о непредумышленном убийстве? Гемара учит нас, что это – наказание для первосвященника, ибо он должен был молиться за евреев своего поколения (чтобы не убили и не были убиты) [убийца и его семья, молясь о скорейшем выходе из города-убежища, могут привести к укорачиванию жизни первосвященника - прим. ред.]. Если кто-то был убит, пусть даже непредумышленно, это говорит о том, что первосвященник не молился, а значит, был виновен в убийстве. «И там он должен оставаться до смерти первосвященника».


В Торе нет такого закона, что первосвященник должен молиться, и нет специальной молитвы среди молитв первосвященника на Йом Кипур в Святая Святых или при выходе оттуда. Но ведь это само собой разумеется, это – очевидно. Ответственность первосвященника заключается в том, чтобы молиться за свое поколение. Почему? Потому что он – первосвященник, и все его поколение – на его попечении.


И отсюда можно понять основной закон – человек, на попечении которого находится кто-то другой, обязан за него молиться. Рав – за членов своей общины, преподаватель ешивы – за своих учеников, и, конечно, на родителях лежит обязанность молиться за своих детей.


Мне лично очевидно, что если я чего-то достиг в Торе, то это – в заслугу молитв моей матери. Я замечал, что она молилась за меня по десять раз на дню.


Мы никогда не можем утверждать, что уже достаточно молились за детей, невозможно определить границу этим молитвам. И нет специального канона молитвы, установленного мудрецами. Есть возможность молиться от всего сердца, и это – то, что каждый должен делать, по своему личному нусаху. Каждый родитель может составить молитву для себя, в соответствии с тем, что его детям необходимо сейчас. Есть общий канон, составленный Хазон Ишем, который можно произносить в «Шма колейну» в Амиде и при зажигании свечей:


יה»ר מלפניך ה’ אלוקי ואלוקי אבותי, שתרחם על בני (פלוני בן פלונית) ותהפוך את לבבו לאהבה וליראה את שמך לשקוד בתורתך הקדושה, ותסיר מלפניו כל הסיבות המונעות אותו משקידת תורתך הקדושה, ותכין את כל הסיבות המביאות לתורתך הקדושה, כי אתה שומע…


Да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г моих отцов, сжалиться над моим сыном (имя и имя матери) и обратить его сердце к любви и страху перед Твоим Именем, чтобы мог он прилежно изучать Твою святую Тору, и устрани перед ним все обстоятельства, препятствующие прилежному изучению Твоей святой Торы, и создай ему все обстоятельства, влекущие его к Твоей святой Торе, ведь Ты слышишь молитву… (Письма Хазон Иша, том I, 74)


Молитва о сыновьях и их воспитании так важна, что следует полагать, что она являетсяосновой всего процесса воспитания. Было бы иллюзией считать, что воспитание детей, их рост в Торе и совершенствование их качеств находятся в руках человека, в наших руках. Все это зависит от Всевышнего. Да, дети находятся на нашем попечении, и мы должны делать все, что на нас возложено. Но при этом необходимо много молиться за них Тому, Кто дал их нам на хранение.


Младенческий возраст


Мы должны знать, что со дня своего появления на свет ребенок чувствителен ко всему, что происходит вокруг него. С каждым днем он взрослеет, и все больше внимания обращает на происходящее, замечая мельчайшие детали. Особенно когда ребенок бодрствует, видит и слышит все, что делают его родители, они должны заботиться, чтобы быть ему достойным примером для подражания.


Написано в «Тана Девей Элияу», в 9-ой главе:


«Простирай к Нему руки свои [в мольбе] о жизни младенцев своих» (Эйха, 2:19). Отсюда учат, что должен человек просить милосердия для себя, для своей жены, для своих детей и домочадцев. Чтобы никто из них не согрешил, не совершил ничего недостойного. Чтобы не видел человек родителей, говорящих вздор, и не молчал, [увидев], а если смолчит – и он, и они не смогут восполнить свои дни, как сказано: «Только берегись и весьма береги душу свою…» (Дварим, 4:9).


Человек обязан молиться за своих домочадцев, это мы уже видели раньше. Но теперь мы можем выучить дополнительную вещь. Ребенок не должен видеть родителей, говорящих вздор, а если он это видит, он должен упрекнуть их: «…и не молчал». [Однако обратиться надо в очень уважительной форме. В Талмуде говорится, что сын или ученик должны как бы напомнить: «ты учил меня тому и тому», и те сами поймут, что нужно исправить. – прим. ред.]


И мы видим, насколько это серьезно: «…а если смолчит – и он, и они не смогут восполнить свои дни».


Родители должны проявлять осторожность в разговоре. Даже если ребенок один только раз услышит некрасивое или неприличное слово, это может оказать на него огромное влияние. Ребенок прекрасно чувствует, что происходит в отношениях между родителями. Он слышит крики, чувствует накаленную атмосферу в доме, и невозможно предугадать, насколько разрушительным может быть их влияние на душу ребенка.


Ребенок в доме служит постоянным напоминанием родителям о том, как они должны себя вести, о том, что Всевышний оказал им доверие, дав им на хранение ребенка, о том, что они должны бережно к нему относиться.


В еврейском доме ребенок с молоком матери впитывает основы веры. Каким образом? Каждый, у кого есть ребенок в доме, имеет возможность в этом убедиться. Когда вы произносите благословение перед едой или после еды, если вы не бормочете его так, что ни слова нельзя разобрать, а, закрыв глаза, благословляете вслух, четко выговаривая каждое слово, можно заметить, что младенец в это время с интересом на вас смотрит, наблюдая за вашими действиями. Что привлекает его внимание? Обычно он видит, как взрослые люди беседуют друг с другом. Папа с мамой, мама со старшими детьми: один говорит, другой слушает. Люди разговаривают между собой. А тут он видит, что мы с кем-то говорим, а с кем – не видит. Он догадывается, что разговор – серьезный, мы прикрываем глаза, пытаясь сосредоточиться, ни на что постороннее не реагируем во время этого разговора. Он понимает, что мы говорим с кем-то очень важным, хотя Его и не видно. Так ребенок проникается верой. Он на уровне подсознания привыкает к мысли, что есть возможность разговаривать с тем, кого не видно. Это – основа веры, и ребенок впитывает ее, если только он видит родителей, произносящих благословения так, как надо.


Благословлять нужно в полный голос, неспешно и сосредоточенно. Это необходимо само по себе, и это важно в целях воспитания. Таким образом мы внедряем веру в ребенка. Даже если мы ничего ему не объясняем, поскольку речь идет о ребенке, который еще не умеет говорить.


Еще один момент, связанный с младенчеством. Известны слова Хазон Иша о том, что есть средства, помогающие привить ребенку святость и чистоту. Первое – это утреннее омовение рук младенцу, начиная с первых дней. Второе – покрытие головы и талит катан. Нельзя пренебрегать этим! Хотя в первые дни жизни ребенка создается впечатление, что он ничего не понимает в происходящем, нам известно, что это не так.


Когда ребенок начинает говорить


Когда ребенок начинает говорить, отец учит его словам «Тору заповедал нам Моше», а если не делает этого – как будто хоронит его. Начинать говорить ребенок должен на святом языке, на языке Торы. Мы уже говорили о том, как важно уловить момент, когда ребенок начинает говорить, и приучать его к словам Торы. Нужно, чтобы для ребенка было очевидно и привычно, что разговор на тему Торы – это основа любого разговора. Упустить момент, когда ребенок начинает говорить, – как будто похоронить его. Время посева семян святости Торы упущено. [Однако если вы, не зная этого, не делали – не отчаивайтесь. Милосердие Всевышнего бесконечно. Тем не менее, начинать наверстывать упущенное нужно немедленно! – прим. ред.]


Когда ребенок начинает говорить, его постепенно приучают произносить благословения. Обычно этим занимается мама. Не перестарайтесь. Начните с благословения, которое ребенку по силам. Когда он уже лучше говорит, добавьте еще благословения, «Моде ани», «Шма, Исраэль» и т. д. Учите с ребенком благословения постепенно.


Приучение к заповедям


Приучать к заповедям тоже надо с раннего возраста. Выполнение заповеди должно быть для ребенка радостным переживанием и соответствовать его возрасту. Шаббат должен сопровождаться песнями и всевозможными приятными мелочами.


Во время субботней трапезы не следует требовать от детей, чтобы они сидели за столом, пока трапеза не закончится. Для них это – пытка (особенно когда приходят гости, и трапеза затягивается, а родителям так хочется показать, какие у них воспитанные дети…). Но можно завлекать их интересными рассказами на тему недельной главы или историями про праведников, можно привлечь их внимание любым способом, так, чтобы им было интересно, чтобы трапеза была для них приятным переживанием, притягивала их, чтобы дети с нетерпением ожидали Шаббата.


Можно вовлечь детей в подготовку к Шаббату. Только чтобы это не становилось для них тяжким бременем и не делалось для облегчения жизни родителей. Пусть делают то, что им интересно, то, что даст им ощущение «я уже большой», ощущение причастности и ответственности. То же касается остальных заповедей (мы говорили об этом в разделе «Пути воспитания»).


Наши мудрецы, благословенной памяти, учат нас, что детям надо давать орешки в Песах, играть с ними в волчок в Хануку и так далее.


В книге «Рокеах» есть замечательное описание того, как ребенка приводят к Ребе в Шавуот перед тем, как он начнет учить Тору. Там описывается, как папа приводит ребенка в синагогу, Ребе сажает его к себе на колени. Вся церемония похожа на дарование Торы, где Ребе предстает в качестве горы Синай. И вот, Ребе начинает учить его буквам, на буквы намазывают мед, и ребенок слизывает его. В наше время тоже так делают.


Таким образом мы заботимся, чтобы ребенок на своем уровне получал удовольствие от выполнения заповедей.


Объяснение веры


Постепенно ребенку, который начинает что-то понимать, необходимо давать объяснения в соответствии с его уровнем. Ребенок должен слышать о Всевышнем. Нужно рассказывать и объяснять ему, что есть Тот, Кто создал его, нас, звезды, есть Тот, Кто сотворил мух, цветы, траву и так далее. Было бы большим упущением не говорить с ним на эту важную тему.


Может быть, ребенок сам будет спрашивать. Возможно, он будет задавать хорошие вопросы, например, откуда берутся окружающие его предметы, кто сделал звезды, кто сотворил цветы, почему на дереве растут фрукты, кто поднимает солнце по утрам. Если ребенок сам спрашивает, это замечательная возможность начать ему объяснять.


Если ребенок не задает вопросов, «ты открой ему»: нужно вызвать его любопытство и дать объяснение.


Когда ребенок спрашивает, где находится Всевышний, следует ответить, что Он находится везде. Не стоит объяснять ребенку, что Всевышний – на небе; каждый ребенок знает о существовании ракет и космонавтов, видит самолеты в небе, и если сказать ему, что Всевышний – на небе, это приведет к искажению и путанице в его сознании. Он может решить, что летчики и космонавты встречаются со Всевышним «там наверху, на небе». Это даст ему искаженное представление о происходящем. Гораздо лучше сказать ребенку, что Всевышний находится везде, ведь так и есть на самом деле.


Но следует проявить осторожность, и не говорить, что Всевышний находится в этой комнате, рядом с нами. Ребенок может быть не готов воспринять это. Тот факт, что рядом с ним находится кто-то невидимый, может вызвать ненужный страх. Позднее, когда он пойдет спать, оказавшись в темной комнате, он вспомнит, что тут есть кто-то, кого он не видит, и испугается. Поэтому предпочтительней ответить более мягко, что Всевышний находится везде.


Велики Твои деяния


Нужно демонстрировать ребенку красоту этого мира, возможно, мы не делаем этого в должной мере. Не нужно далеко ходить, чтобы увидеть красоту Творения. У всех нас под рукой есть фрукты, везде можно найти цветы, как полевые, так и выращенные заботливыми руками человека. Красота мира вокруг нас видна на каждом шагу, нужно только раскрыть детям глаза. Конечно, если родители сами не замечают ее, если их глаза не раскрыты, они не смогут передать это детям. Будет очень печально, если ребенок вырастет эмоционально неразвитым. Вглядываясь в чудеса Творения, человек, тем самым, ощущает веру во Всевышнего, и его вера обогащается.


Рав Йехезкель Левинштейн, благословенна память праведника, рассказывал мне, что, объясняя своим дочерям, как Всевышний управляет миром, он давал им призы или деньги на карманные расходы, если они указывали ему, где видно Провидение. Таким образом он поощрял их вглядываться в происходящее вокруг и замечать Всевышнего. Я понял с его слов, что он приучал к этому своих дочерей с самого раннего возраста.