НАХМАНИД (РАМБАН) 1194 – 1270
НАХМАНИД (РАМБАН) 1194 – 1270
Автор: Элиезер Макс Лесовой - No Comments
Рабби Моше бен Нахман (аббревиатура – РаМбаН) родился в Жироне, в Испании, в 1194 году. Он был одним из величайших комментаторов Торы всех времен, крупным талмудистом, лидером еврейской общины. Как и некоторые другие великие еврейские мудрецы, Рамбан зарабатывал на жизнь медициной: он работал врачом при дворе короля Испании. В пожилом возрасте, после победы на диспуте о религиях (где его главным оппонентом был еврей-выкрест – «отец Пабло Кристиани»), устроенном при королевском дворе в 1263 году, он был вынужден бежать из Испании в Землю Израиля, где продолжал общественную деятельность – помогал реорганизовать еврейскую общину Иерусалима, разрушенного крестоносцами. Рамбан известен также под именем Нахманид, по имени своего отца – Нахмана (на древнегреческом Нахманид – сын Нахмана).
Рамбан имел большие познания во всех областях Торы. Свою первую книгу он написал в возрасте 15 лет. Его работы охватывают все области еврейской мудрости – толкования Торы и Талмуда, галахические постановления и респонсы, а также сочинения по еврейской мистике и философии.
Пожалуй, величайшим трудом Рамбана является его комментарий к Пятикнижию. Комментарий Рамбана основывается на простом смысле текста, к которому он добавляет новый для той эпохи аспект: скрытый каббалистический смысл. Каббалу Рамбан называет «истинным знанием». Кроме этого, использует мидраши и Агаду, разбирает грамматические особенности текста. Рамбан занят объяснением содержания текста, смыслом слов, пытается разрешить трудности, встречающиеся в тексте. При этом он зачастую вступает в дискуссию с более ранними авторитетами – РаШИ и особенно рабби Авраамом Ибн-Эзра, иногда категорически не принимая их толкование Писания. Его стиль отличается простотой и ясностью. Он анализирует психологические мотивы поведения героев Торы, историческую подоплеку событий.
Его главное достижение – концептуальный метод толкования, подход к тексту в целом, а не только разъяснение слов и выражений. Он отрицал рационалистический подход Рамбама, в частности то, что человеческая логика – единственное, на что можно опираться в рассуждениях, в особенности в вопросах веры.
Всю свою жизнь Рамбан стремился переехать в Землю Израиля, в своих сочинениях он превозносит и восхваляет ее, описывает ее красоты и климат. Рамбан включил заповедь заселения Земли Израиля в число 613 заповедей, по его мнению, обязанность каждого еврея – жить в Земле Израиля.
В 1263 году испанский король санкционировал проведение диспута между Нахманидом и Пабло Кристиани, евреем, принявшим христианство. Нахманид согласился принять участие в этом диспуте с большой неохотой, только после того, как король гарантировал ему, что у него будет полная свобода самовыражения. Темой дискуссии было ключевое различие между иудаизмом и христианством: кто есть Мессия, и состоялся ли его приход или нет.
Нахманид выиграл битву, но проиграл войну. Его аргументы принесли ему уважение короля и подарок в 300 золотых монет, но церковь приказала судить Нахманида за богохульство, и он был вынужден бежать из Испании.
Так, в возрасте 72 лет, Рамбан решил перебраться в заброшенные руины Иерусалима.
Нахманид знал о бедственной ситуации в Израиле и, вероятно, планировал заняться оживлением еврейской жизни в Иерусалиме еще до своего приезда туда. Незадолго до отъезда он произнес проповедь о святости Земли Израиля и о важности благотворительности.
В 1267 году, после долгого и полного опасностей путешествия, Рамбан прибыл в порт Акко, а оттуда отправился в Иерусалим. Пустынность и заброшенность этого места шокировали его. Кругом были ветхие полуразрушенные здания. Евреев было так мало, что он с трудом смог собрать миньян. В письме к сыну Рамбан писал, что чем священнее место, тем в большей разрухе оно находится.
Однако Нахманид увидел луч надежды. В Торе (Ваикра 26:32-33) говорится: "…Опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней… и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены". Нахманид писал, что это говорит о том, что во времена изгнания Земля Израиля не будет принимать его врагов. Действительно, на протяжении многих веков изгнания ни один завоеватель не смог обосноваться на этой земле надолго или заставить пустыню цвести. В руинах Иерусалима Нахманид увидел выполнение обещания Б-га о том, что Земля Израиля ждет возвращения евреев.
Рамбан немедленно занялся возрождением еврейской общины. Он выбрал разрушенное здание вне Старого города на горе Сион – с мраморными колоннами и прекрасной аркой – и начал строить синагогу. Сюда привезли свитки Торы, которые вывезли из Иерусалима в Шхем перед монгольским вторжением. Молва о Нахманиде привлекла в Иерусалим новых жителей. Всего через три недели синагога Рамбана была готова, как раз к празднику Рош а-Шана. И в этот священный день Нахманид произнес проповедь, призывая новоприбывших остаться в Иерусалиме.
Следующей задачей было создание йешивы. В город стекались ученики, жаждущие быть рядом с великим ученым, учителем и лидером. Рамбан успешно заложил основы возрождения, а сам спустя год возвратился в Акко, чтобы возглавить тамошнюю общину, и умер там спустя несколько лет.
По легенде, когда Рамбан уезжал из Испании в землю Израиля, его ученики попросили его дать им знак, по которому они узнают о дне его смерти. Рамбан сказал им, что в день, когда он умрет, надгробие его матери расколется, и в нем будет видно подобие светильника. Через три года после его отъезда памятник раскололся, и в линии раскола можно было узнать силуэт меноры. Так, в 1270 году, мир узнал о его смерти…
Мудрецы Кастилии говорили о Рамбане, что "все его слова глубоки и сладостны, взвешены и точны, так что ни одно из них не является избыточным".
После смерти Нахманида его синагогу перенесли в Старый город. Ее построили ниже уровня земли, так как в то время мусульманские законы запрещали строить еврейские дома молитвы выше мечетей.
Еврейская община Иерусалима росла, и в итоге город снова стал центром еврейской жизни в Израиле. На протяжении следующих 300 лет сефарды и ашкеназы молились вместе в Синагоге Рамбана. В 1589 году правитель города Абу Суфрин превратил синагогу в склад. Но к тому моменту еврейская община была уже достаточно крупной и прочной. Она медленно росла на протяжении веков, пока не наступили времена Возвращения…
В 1948 году силы Хаганы вели отчаянное сражение за Старый город, но в итоге уступили иорданцам, которые оккупировали Старый город и выгнали всех еврейских жителей. Были разрушены десятки синагог, сметены все следы сотен лет еврейской жизни в Иерусалиме. Синагогу Рамбана превратили в место свалки.
Израиль добился независимости, но древние улицы Иерусалима по-прежнему оставались пустынными, как и в мрачные дни крестоносцев. Только спустя 19 лет, в июне 1967 года, Иерусалим воссоединился. Были восстановлены многие древние синагоги, возродилась еврейская община Старого города.
В центре сегодняшнего цветущего «Еврейского квартала» стоит Синагога Рамбана. История и святость чувствуются в каждом ее кирпичике и в каждом своде. Это возрожденное место молитвы и изучения Торы – живое свидетельство победы духа великого еврейского мудреца, жившего более 700 лет назад.
Подготовил материал Элиезер (Макс) Лесовой