Не так много мы знаем о рабби Йоси Сарагоси. Родом он был из Испании, но получил ли свое прозвище оттого, что семья его долгие годы жила в столице арагонского королевства Сарагосе или же от искажения названия сицилийского города Сиракузы, в котором также жил рабби Йоси, доподлинно уже неизвестно. Когда испанские монархи, неистовые в своем католицизме, изгнали евреев с Пиренейского полуострова, рабби Йоси Сарагоси действительно сначала подался на Сицилию. Но вскоре и там евреев настиг королевский вердикт: Сицилия тогда находилась под контролем королевства Кастилии и Арагона.

Рабби Йоси снова бежал, на этот раз в мамлюкский султанат: сначала в Бейрут, затем в Сидон, потом перебрался в Египет, где его встречали уже с большой честью, как известного и уважаемого мудреца. Прожив в Египте почти три года, рабби Йоси Сарагоси наконец взошел в Землю Израиля и поселился в городе Цфат. Там тогда жило не больше трех сотен евреев, в основном, беженцев из Северной Африки. И община эта была настолько бедна и несчастна, что у нее даже не было своего раввина.

Не жалея ни сил, ни времени, отзывчивый рабби Йоси Сарагоси обратил весь свой опыт и знания, чтобы облегчить жизнь цфатских евреев. К нему всё чаще стали обращаться с просьбами разрешить споры между соседями или разобраться в семейных неурядицах. Не только евреи, но и мусульмане, жившие в городе, начали приходить к нему за советом.

История, подробности которой хранят в своей памяти старожилы Цфата, рассказывает, что управлял городом в то время жестокий и злой наместник по имени Ахмад. При каждом удобном случае он старался навредить жившим в городе евреям, которых ненавидел всем сердцем. Как-то раз узнал он, что накануне Судного дня евреи стараются приобрести для выполнения капарот, традиционного обряда искупления, именно белых петухов и кур, так как сказано «станут грехи ваши белыми как снег». Белые же курицы и петухи в те времена были большой редкостью и очень дороги.

Как только узнал об этом Ахмад, тотчас объявил, что собирается отправить султану в Каир в качестве подарка петухов и кур чистейшего белого цвета, а потому под страхом смерти запретил евреям покупать белых птиц. А также послал на базар стражников, чтобы внимательно следили за исполнением запрета, а слуг отправил по городу скупать всех кур и петухов белого цвета.

Расстроенные евреи пришли к рабби Йоси и стали умолять его о помощи. Конечно, знал раввин, что не стоит гоняться за белыми петухами, ибо это суеверие, но, жалея свою общину, пообещал обязательно что-нибудь придумать. Он попросил принести к нему во двор и оставить там всех купленных пестрых кур и петухов. А затем, как говорит городское предание, отправился к наместнику. Ахмад уже ждал его, уверенный, что раввин будет умолять его отменить приказ и разрешить евреям покупать белых кур.

Однако рабби Йоси Сарагоси неожиданно стал горячо благодарить наместника. Ахмад очень удивился, но не подал виду. «Видишь ли, – принялся объяснять ему рабби Йоси, – наши мудрецы говорили, что если грехи искуплены, то курица побелеет, если же искупление не искреннее, то этого не произойдет. Многие легкомысленные евреи сразу покупают белых кур, по которым не видно, принято ли их искупление, и тем самым убеждают себя, что всё у них порядке. А успокоившись, становятся не слишком старательны в посте, учебе и молитве. Теперь же, когда куры у них пестрого цвета, они не смогут понять, принято ли их искупление, а значит, будут куда искренней молиться и поститься в Судный день».

Рассердился Ахмад, услышав слова рабби Йоси. Он ведь хотел, наоборот, навредить евреям, а получилось так, что помог. Как только рабби Йоси покинул дворец наместника, тот немедленно позвал слуг и отправил их в дом рабби Йоси. «Отдайте ему купленных белых птиц, но заберите у него всех пестрых кур, не оставляйте ни одной!» – отдал строгий приказал наместник. Покорные слуги пошли и выполнили всё, как велел им Ахмад. Когда на следующий день евреи пришли к рабби Йоси за своими курами, они увидели во дворе лишь белых птиц.

Не стал рабби Йоси Сарагоси рассказывать, откуда взялись белые куры, да и еще в таком количестве. И многие даже стали поговаривать, будто рабби превратил пестрых кур в белых благодаря тайному знанию, заключенному в открытой такому великому мудрецу кабале. Неизвестно, отправил ли Ахмад хоть каких-то кур султану, но больше он никогда не запрещал евреям покупать белых птиц. А вскоре с севера пришли турки-османы, разгромили мамлюков и завоевали не только Цфат, но и всю Эрец Исраэль. Правда, рабби Йоси Сарагоси до этого уже не дожил. Он был похоронен возле Цфата. Могила его со временем стала местом паломничества, куда люди, помнившие его доброту и отзывчивость, приходили, чтобы просить небесного заступничества у «Белого праведника», или «Куриного праведника», как его стали звать после той истории.

Турецкие султаны на первых порах благоволили к евреям, и многие из испанских изгнанников стали перебираться в Землю Израиля. Во многом благодаря доброму имени рабби Йоси Сарагоси немало ученых мужей и обладателей скрытого знания осело с тех пор в Цфате. Еврейская община города стала расти прямо на глазах, а Цфат постепенно превратился в величайший центр кабалы, каким мы его знаем и сейчас.


Александр Непомнящий