Спектр религиозной жизни Израиля. Религиозный сионизм
Спектр религиозной жизни Израиля. Религиозный сионизм
Walrus-Kay 20 сентября, 2011
С начала XVIII в. процесс заселения евреями Эрец-Исраэль (Земли Израиля) приобрел организованный характер: так, около полутора тысяч евреев, ведомые одним из наиболее авторитетных раввинов Германии, р. Иеhудой Хасидом, в 1700 г. переехали в Палестину. Кроме того, немало евреев приезжало в Палестину из Европы и Америки, спасаясь от антисемитизма и, позднее, чтобы избежать влияния эмансипации.
Результатом этого и подобных им переселений явилось создание так называемого «Старого ишува» – небольшой общины ортодоксальных евреев, проживавших в четырех «священных городах»: Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. К 80-м гг. XIX в. (т. е. к моменту начала сионистской алии), их было около 30 тысяч человек.
Вообще, отношение к вопросу о возвращении в Палестину, у верующих евреев Нового времени имело двойственный характер: страстное ожидание прихода Машиаха и вера в Избавление сочеталась с неверием в возможность осуществления этого человеческими усилиями. Однако уже тогда в среде ортодоксальных раввинов появляются люди, призывавшие к отходу от позиции пассивного ожидания!
В середине XIX века лучшие их представители, — р. Цви Гирш Калишер (1795 — 1874 гг.) и р. Иехуда-Хай Алкалай (1798 — 1878 гг.), опираясь на идеи, выдвинутые в конце XVIII века Виленским Гаоном, — впервые сформулировали концепцию сионизма. Согласно ей, эпоха горестного сидения на оставшихся после погромов пепелищах в ожидании мессианского избавления, закончилась – пришло время активных действий! Возвращение евреев из диаспоры в Сион (Эрец-Исраэль) должно быть осуществлено ими самими, ни от кого не ожидая помощи и никого не дожидаясь. Как писал К. Маркс, — правда, по другому поводу, — «освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих»!
Оставаясь раввинами, авторы подвели под свою идею еврейскую религиозно-талмудическую традицию, актуализировав полузабытое представление о двух этапах наступления мессианской эпохи: приход Машиаха из колена Иосифа, и, только вслед за ним – из колена Давидова. Иное дело, что Машиах бен-Йосеф не рассматривался им как конкретная личность – под ним понимался национально-политический процесс возвращения евреев на Святую Землю и построение там собственного государства. При этом особо подчеркивалось, что возрождение еврейской жизни в Эрец-Исраэль может быть, — более того, дóлжно! — осуществляться людьми безусловно религиозными, соблюдающими все доступные на сегодняшний день заповеди Торы и законы Галахи. Если так произойдет, то это будет означать реализацию первой стадии процесса Избавления, приближение счастливейших мессианских времен.
Таким образом, сформулированную обоими мыслителями концепцию стали, по вполне понятным причинам, называть «религиозным сионизмом».
Призыв р. Калишера и р. Алкалая, обращенный к еврейскому народу, прозвучал раньше аналогичного воззвания светских сионистов. Однако размах политической и организационной деятельности последних оказался столь велик, что на ее фоне религиозный сионизм оказался вытесненным на периферию общественно-политического сознания. В результате, на рубеже XIX — XX вв., пальма первенства однозначно перешла к нерелигиозным сионистам.
Радикальное изменение к лучшему наступил благодаря появлению великого религиозного философа, раввина и одного из активистов национального движения первой половине XX в. р. А. И. Кука (о воззрениях которого я уже отчасти рассказал в своей предыдущей статье). Его усилиями, поддержанными многочисленными учениками и сторонниками, удалось сформировать синтезный образ еврейского религиозного сионизма, после чего предложить его в качестве программы действий для еврейского народа в условиях стремительно меняющегося мира.
Квинтэссенцию его подхода я бы лично сформулировал так: по мнению р. Кука, пришел момент, когда евреи должны восстановить в своем миропонимании роль божественной идеи, вернувшись к общенациональному диалогу с Б-гом. Для этого им необходимо вернуться в Эрец-Исраэль, ибо вне ее у них нет, так сказать, «тела», а есть, выражаясь словами Виленского Гаона, только «душа». Беда в том, что это «тело» мертво и даже уже почти истлело. Поэтому, для того чтобы начать действовать, еврейскому народу нужен новый организм – собственное еврейское государство именно на Святой Земле, созданием которого, по мнению р. Кука, как раз и заняты сионисты, не суть важно, светские или религиозные. Конечной же целью «нового рождения» является реализация высшего предназначения, избранности евреев, смысла их жизни, выраженного еще словами пророка Исайи: несение народам Небесного Света (49:6)!
Как указывалось выше, р. Кук был отнюдь не одинок в своих убеждениях: после смерти мыслителя, со второй половины XX века, главными идеологами нового движения стали р. Цви-Иехуда Кук, сын р. Кука (Израиль) и р. Йосеф-Дов Соловейчик (США). Сегодня религиозных сионистов возглавляют р. Авраам Шапира (умер в 2007 году), р. Мордехай Элон, р. Шломо Рискин, р. Йегуда Амиталь, р. Аарон Лихтенштейн (Израиль), а в парламенте их интересы отстаивают Национально-религиозная партия (МАФДАЛ) и блок «Ихуд Леуми».
В среде русскоязычной еврейской общины принципам религиозного сионизма следует организация «Маханаим» во главе с р. Зеевом Дашевским и Пинхасом Полонским, а также образовательная сеть Мидраша Ционит, созданная в 2002 года в Киеве (Украина), ведущая большую просветительскую деятельность в странах СНГ. В России же действуют молодёжные движения «Бней Акива», «Ор Цион» и центр еврейского религиозного образования «Тора ми-Цион».
Ни для кого не секрет, что сионизм со своим старшим братом — религиозным сионизмом, — давно и, надо думать, надолго стали бельмом на глазу мирового антисемитизма. Фашисты, коммунисты, исламисты и их подпевалы-юдофобы всех мастей умышленно искажают смысл, идеи и цели сионизма, пытаясь представить его как всемирный еврейский заговор, как расовое или шовинистическое движение. То и дело находятся отъявленные негодяи, ставящие сионизм в один ряд с фашизмом, национализмом и империализмом, хотя любой нормальный человек вряд ли найдет что-то дурное в том, что другой человек всего-навсего хочет вернуться на свою родину!
И последнее: в антисемитских и фашиствующих СМИ часто встречаются высказывания вроде такого: мы-де не против евреев, но против иудаизма, сионистов и сионизма. Абсурдность этих заявлений можно показать на одном-единственном примере: это все равно, что сказать «я не против русских, но против православия» и «я не против русских, а только против России»!
Ложь и дешевая демагогия – вот идолы, которым поклоняются говорящие такое в наш адрес, ибо сионизм – не побоюсь этого слова, фундамент иудаизма, в основе которого лежит дарование Б-гом Святой земли народу Израиля, и обещание, что именно на эту землю придет Машиах и здесь исполнятся библейские пророчества о наступлении Царствия Б-жьего на земле! Во всех молитвах, начиная с послетрапезной и заканчивая праздничной, мы поминаем Сион, Иерусалим, Святую Землю, и, что главное, возвращение изгнанников в свою страну!