ИСРАЭЛЬ-МЕИР ЛАУ


ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ. Как мы перестали быть вегетарианцами?


На заре истории человечества людям категорически запрещено было есть мясо. Вс-вышний сказал первым людям: «Вот, Я даю вам всю траву, сеющую семена, на лице всей земли, и все деревья, на которых растут плоды их, производящие семена, – вам это будет пищей! И всем животным земли, и всем птицам «небесным, и всему, что кишит на земле, в ком есть живая душа, – всю зелень травы отдаю Я в пищу» (Брейшит, гл. 1). И человек, и все живые существа были тогда вегетарианцами.


Запрет этот оставался в силе на протяжении десяти поколений, и только после Потопа, когда Hoax с семьей вышли из ковчега, он был отменен. Вс-вышний сказал им: «Ужас и трепет пред вами будут испытывать все животные земные, и все птицы небесные, и все, чем кишит земля, и все рыбы морские – все они отданы в ваши руки. Все живое, все, что двигается, будет вам пищей: словно зелень травы Я отдал вам все!» (Брейшит, гл. 9). Ноаху и его сыновьям, родоначальникам нового человечества, разрешается есть любое существо – несмотря на то, что в повелении Вс-вышнего о том, что ковчег предназначен, кроме человека, также для спасения всех живых существ, делается различие между чистыми и нечистыми животными.


Единственное ограничение в разрешении есть плоть – это запрет есть мясо, отрезанное от живого животного: «Но плоти, в крови которой еще остается душа, – не ешьте!» Это – одна из семи заповедей, обязательных для всех потомков Ноаха, всех людей, евреев и неевреев.


Кроме заповеди о шхите, особом убое скота, который исключает опасность есть мясо еще живого животного, а также падаль, Тора строго различает между чистыми животными, пригодными в пищу, и нечистыми, есть которые запрещено.


«...И мяса животного, раненного зверем в поле, не ешьте, – псу бросайте его» (Шмот, гл. 22) – этот запрет относится также к тем чистым животным, организм которых поврежден настолько, что они не в состоянии жить нормально. Даже если они будут зарезаны предписанным Торой способом – их мясо есть нельзя.


Из всего вышесказанного мы видим, что в принципе есть три вида запретов, касающихся мясной пищи:


– запрет есть мясо нечистых животных;


– запрет есть мясо чистых животных, умерших естественной смертью или зарезанных неправильным образом (их мясо тоже считается падалью);


– запрет есть мясо зарезанных надлежащим образом чистых животных, здоровье которых было непоправимо повреждено (такое мясо называется трейфа.).


Но это еще не все: в туше чистого животного, зарезанного надлежащим образом, нам нельзя есть некоторые части: кровь, сало и седалищный нерв. Если удаление крови из мяса – это личная обязанность каждого, кто соблюдает законы кашрута, то удаление сала и седалищного нерва производится специалистом (менакер на иврите), получившим на то разрешение от раввина.


Здесь стоит отметить, что законы о шхите и проверке туши животного на кашерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом от раввина, имеет право заниматься этим ремеслом. Последним авторитетом в разрешении вопросов, которые могут возникнуть при этом, является авторитетный раввин, обладающий дипломом, полученным им от авторитетов Торы. Такой диплом называется «смиха», в нем должно быть особо указано, что его обладатель имеет право определять закон в спорных случаях.


Под наблюдением раввина работает специалист, которого обычно называют шуб – аббревиатура слов шохет уводек («резник, проверяющий тушу»). Шуб должен обладать особым дипломом, который называется «кабала». В документе этом должно быть указано, какие виды животных он имеет право резать: мелкий рогатый скот, крупный рогатый скот, птиц. Менакер работает вместе с шубом, который удаляет запрещенное в пищу сало и оставляет разрешенный в пищу жир, а также – и это самое трудное в его работе – удаляет седалищный нерв (почему запрещено есть седалищный нерв, сказано в книге Брейшит, гл. 32). Резника и менакера назначает раввин, который наблюдает за их работой и к которому обращаются в сложных случаях. Резник обязан показывать раввину для проверки тот нож:, которым он работает, – потому что если на этом ноже есть хоть мельчайшая зазубринка, мясо зарезанного им животного запрещено есть, оно приравнивается к падали. http://www.jewish-life.com/practice_24.php