ИСРАЭЛЬ-МЕИР ЛАУ


ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ. Обитатели моря


Рыбы, которые Тора разрешает есть, отличаются тем, что имеют чешую и плавники. Фактически, можно удовлетвориться лишь первым признаком – потому что плавники есть у всех рыб. Поэтому достаточно заметить следы чешуи на куске рыбы, чтобы заключить, что мясо этой рыбы можно есть.


Мясо рыб Галаха рассматривает отдельно от мяса других животных.


1. Рыба не нуждается в шхите, намек на что есть в Торе (Бемидбар, гл. 11): «И овец, и коров им зарезать... Собрать все рыбы морские...» Отсюда следует, что для того, чтобы умертвить рыбу, ее достаточно вынуть из воды.


2. Запрет смеси из мяса и молока (о чем будет сказано ниже) не относится к рыбе.


3. Обязательность извлечения крови из мяса не относится к рыбе.


И все-таки принято готовить рыбу в отдельной посуде, оставляя ее в «нейтральном» состоянии (парвэ) и не смешивая ни с мясом, ни с молоком, хотя есть ее можно и вместе с молочными продуктами, и вместе с мясными. Ведь если сварить рыбу в мясной кастрюле, нам придется исключить ее из молочного меню.


Ложки, вилки и ножи, которые использовались, когда ели рыбу, могут быть использованы при мясной (или, соответственно, молочной) еде лишь после того, как будут чисто вымыты.


Так называемые «дары моря» – кальмары, устрицы и т.п. – Тора запрещает нам употреблять в пищу, так как они – нечистые живые существа. Тора говорит о всех водяных жителях, у которых нет чешуи и плавников, обо всей «водяной нечисти»: «Отвратительны они вам... плоти их не ешьте» (Ваикра. гл. 11).


Сардины имеют чешую, и потому пригодны нам в пишу. Однако, покупая банку сардин, законсервированных где-либо за пределами Израиля, надо обращать внимание на то, в каком масле они законсервированы. Если это оливковое масло – все в порядке, но если сардины законсервированы в масле животного происхождения, нам запрещено их есть. http://www.jewish-life.com/practice_24.php