День 152. Когда общественное порицание не нужно


3 швата - 4 элула

"Сефер Хафец хаим"


Когда порицание не нужно

Иногда, как мы говорили, порицание может принести вред, потому неуместно (День 45, 72, 143). Рассмотрим дополнительные факторы, которые надо учесть, решая, обращаться ли сначала к самому человеку, прежде чем говорить о нем плохо.

Если он систематически нарушает какую-то заповедь и предполагается, что увещевание может вызвать его раскаяние и помочь другим, мы должны его упрекнуть. При этом неправильно делать достоянием гласности нехорошее поведение человека, если можно поговорить с ним и наставить на путь истины. И даже когда понятно, что говорить с ним бесполезно, все равно, прежде чем оповещать о его поступках, нужно попробовать. Иначе люди подумают, что вы разгласили слух о нем из личной вражды, говоря в лицо одно и демонстрируя терпимость, а за спиной - злословя (День 58).

Но если человек уже причинил кому-то ущерб, и оповещением о его действиях ситуацию можно исправить, не бойтесь подозрения в неискренности. Не надо увещевать его с глазу на глаз - разве что есть основания надеяться, что это достигнет цели.

Там, где речь идет о возможном бизнесе или брачных отношениях и некоторые аспекты прошлого одной из сторон могут поставить под сомнение правильность предполагаемых отношений, порицать человека не нужно, потому что это ни на что не влияет. Даже если он сообщит вам, что хочет исправиться, другую сторону все равно необходимо предупредить о том, что он может вернуться к прежнему образу жизни. Но можно попробовать убедить его самого признаться в прошлом, чтобы это уменьшило необходимость вмешательства третьей стороны.


"Сефер Шмират а-лашон"

Изучение Торы в противовес лашон а-ра


Человек по природе своей склонен говорить, воздержание же от разговоров требует усилия.

Сказано в Талмуде (Арахин, 15б): «Р. Ханина бар Ханина сказал: если человек говорил лашон а-ра, как ему исправить грех? Если он ученый Торы, пусть учит Тору, как сказано: Исцеление языка - древо жизни (Мишлей, 15:4). Тора - «древо жизни», как сказано (там же, 3:18): «Древо жизни она для тех, кто держится за нее».

«Смерть и жизнь во власти языка» (там же, 18:21). Злословие может лишить человека вечного сияния Будущего мира. Кто хочет излечить язык от этой ужасной болезни, должен это сделать с помощью древа жизни - Торы. Но пусть будет на страже, чтобы не повторять прошлые грехи.

Пример - человек, которого лечат от пищевого отравления. Мало применять лекарственные средства, нужно еще, чтобы он и впредь не ел вредную пищу.

Талмуд далее разъясняет, что погружение в изучение Торы - превентивная мера против лашон а-ра. Как говорит Писание: «Человек рожден для труда» (Иов, 5:7). Гемара (Санедрин, 99б) связывает «труд» с речью, особенно при изучении Торы. Талмуд учит нас: язык человека принципиально отличается от других органов тела. Чтобы работать ими, нужно тратить энергию. И, если человек ленив, он не станет их особенно напрягать. С языком дело обстоит по-другому. Тут усилие требуется, чтобы не пользоваться им. Человеку не надо преодолевать лень, чтобы вести разговоры. Наоборот, его тянет поговорить, а вот чтобы воздержаться от этого, требуется усилие. Поэтому мудрецы относят слова «человек рожден для труда» к речи.

Ради трудов над Торой рожден человек. Но он может выбирать, что говорить. Если не использует своей естественной склонности к речи для изучения Торы, станет говорить на другие темы и нарушит законы запрещенной речи.