ИСРАЭЛЬ-МЕИР ЛАУ


ПРАКТИКА ИУДАИЗМА В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ. Какие заповеди относят к мицвот страны Израиля?


Лекет, шихеха и пеа – дары, которые отдают бедным на поле;


перет и олелот – дары, которые отдают бедным в винограднике;


поара – дар, который бедняки получают с масличных деревьев;


орла, нета реваи, бикурим, хадаш, хала, трумот умаасрот, килаим, швиит.


В наше время из них исполняются лишь следующие: орла, нета реваи, хадаш, хала, трумот умаасрот, килаим и швиит.

«Дары беднякам»


В гл. 19-й книги Ваикра сказано: «А когда вы жнете урожай вашей земли, не сжинай до конца край поля твоего и колосьев, упавших при твоей жатве, не собирай; и виноградника твоего не обирай дочиста, и отдельных виноградин, упавших при сборе виноградника твоего, не подбирай – бедняку и пришельцу оставляй их. Я – Г-сподь, Б-г твой!»


А в гл. 24-й книги Дварим сказано еще: «Когда будешь жать жатву твою в твоем поле и забудешь на поле сноп – не возвращайся, чтобы взять его: пришельцу, сироте и вдове будет это – дабы благословил Г-сподь, Б-г твой, все дела рук твоих».


И сказано там же: «Когда будешь сбивать с дерева маслины твои – не уничтожай красоту его вслед за собою: пришельцу, сироте и вдове достанется это... И помни, что рабом был ты в стране Египетской – поэтому Я велю тебе делать это».


Первый из даров, которые отдают беднякам, – первый по хронологии – это пеа («край поля»): мы не имеем права сжинать все поле целиком, но должны оставить край его несжатым для того, чтобы эти колосья взяли себе бедняки. Тора не говорит, сколько именно необходимо оставлять, но мудрецы на основании имевшихся у них источников постановили, что минимальная пеа – это 1/60 часть поля.


Кроме того, Тора обязывает нас оставлять олелот на виноградном кусте и поара на масличном дереве.


Слово олелот – однокоренное со словом олель, «младенец». Имеются в виду слаборазвитые виноградные грозди, не имеющие обычной формы: широкой сверху и постепенно сужающейся книзу.


Поара (дословно «краса») – это «краса» масличного дерева, то есть его плоды. При сборе урожая маслин мы обязаны часть их оставить на месте. В отличие от пеа, поара может быть и меньше 1/60 урожая.


После пеа, олелот и поара следуют две заповеди, также преследующие социальные и гуманные цели: лекет в поле и перет в винограднике.


Лекет («сбор») – это колосья, которые выпали из рук жнеца во время жатвы или ускользнули от его серпа. Совершенно естественно, что после окончания работы жнец собирает колосья, которые уронил при жатве. Но Тора говорит ему: Постой! Если упали сразу два-три колоска, ты не имеешь права их подбирать – оставь их для бедных, которые придут по твоим следам на поле. Но если упали сразу более трех колосьев – их ты имеешь право взять.


Аналогичное указание дает Тора сборщику винограда. Перет («мелочь»), то есть отдельные виноградины, упавшие на землю во время работы, он не имеет права собирать.


После окончания жатвы и вязания снопов земледелец собирает с поля снопы. Если случилось, что он прошел мимо какого-то снопа, а потом забыл взять его, Тора запрещает «му возвращаться, чтобы поднять его. Это единственная из 613 заповедей Торы, которую можно исполнить только нечаянно – ведь человек не может забыть что-либо нарочно...


У заповеди творить социальную справедливость есть множество ответвлений. Некоторые из них призваны обеспечивать существование бедняков несравненно больше, нежели перечисленные выше «дары беднякам». Их суть заключается в том, чтобы привлечь наше внимание к неимущим слоям общества – к соседу, попавшему в тяжелое финансовое положение, к родственнику или знакомому, которые не в состоянии прокормить семью или выдать дочь замуж... Тора учит, что не следует ограничиваться одноразовой помощью, после оказания которой наша совесть успокаивается: «Вот, я, мол, – уже помог ему!..» Тора обязывает нас изо дня в день тревожиться об удовлетворении потребностей нуждающихся – даже в тех случаях, когда они сами не жалуются на свое положение.


Цдака (совершение социальной справедливости), запрет одалживать деньги под проценты или привязывать сумму долга к какому-либо курсу, маасер ани (то есть 1/10 часть урожая, которую раз в три года отдают бедным), шмита (прощение долгов в «субботний год») – все эти заповеди облегчают жизнь тем, кто оказался в нужде, однако лишь время от времени. В противоположность этому «дары беднякам», о которых сказано выше, – это та социальная помощь, которую оказывают беднякам в каждый из дней сельскохозяйственного сезона.


В гл. 23-й книги Ваикра мы читаем: «Когда придете в страну, которую Я вам даю, и будете жать ее жатву, то приносите меру первинок этой жатвы к когену... И ни хлеба, ни подсушенных зерен пшеницы, ни свежих не ешьте до самого этого дня – пока не принесете этой жертвы Б-гу вашему. Это – вечный закон на все поколения ваши, где бы ни жили вы». В этих словах Торы заключена еще одна заповедь: запрет хадаш, запрет есть хлеб из зерна нового урожая перед тем, как в Иерусалимский храм доставлялся омер, определенная мера ячменя нового урожая.


Отсюда также следует, что и в то время, когда Храма не существует, мы не имеем права есть хлеб нового урожая до того дня, в который в Храм приносили омер. Этот день – 16 нисана, первый день холь-гамоэд праздника Песах. Большинство кодификаторов считают, что этот запрет следует исполнять также и за пределами Страны Израиля (как сказано в Торе -«где бы ни жили вы»), а поскольку там празднуют не один, а два первых праздничных дня Песаха (15 и 16 нисана), то день, когда для них снимается запрет хадаш, – это 17 нисана. Поэтому в наши дни запрет хадаш продолжается в Стране Израиля до 17 нисана, а за ее пределами – до 18 нисана.


Все виды злаков, которые пустили корни до 16 нисана, становятся разрешенными к употреблению в пищу в первый день холь-гамоэд Песаха. Те же злаки, которые пускают корни после 16 нисана (то есть если они были посеяны незадолго до праздника Песах), запрещены в пишу до 17 нисана будущего года. http://www.jewish-life.com/practice_29.php