Пост Гедальи


В книге Йермиягу приводится, что после того как Навухаднецар разрушил Храм и изгнал евреев в Вавилонию, он позволил незначительной части населения остаться в стране и поставил над ними Гедальягу, сына Ахикама. Гедалья был праведным евреем, поэтому в сердцах многих евреев загорелась надежда, что под его руководством они смогут изучать Торы и служить Творцу всеми своими силами. Поэтому, узнав об этом, евреи, жившие в Моаве, Аммоне, Эдоме и других странах, вернулись в Израиль. Царь Аммона, ненавидевший евреев, подослал Ишмаэля, сына Нетаньи, для того, чтобы тот убил Гедалью. Гедалья был предупрежден о заговоре, но не поверил этому предупреждению и принял Ишмаэля с почетом. Заговор удался. Ишмаэль убил Гедалью, большинство евреев, бывших с ним, и вавилонян, которых оставил при нем царь Вавилона. Оставшиеся в Израиле евреи испугались мести Навухаднецара и бежали в Египет.

Со смертью Гедальи погасла последняя искра еврейской государственности в Эрец Исраэль и служению Торцу без помехов, едва тлевшая после разрушения Первого храма, множество евреев было убито, а остальные были изгнаны вавилонянами из страны или сами бежали из нее. В память об этих ужасных событиях мудрецы объявили день гибели Гедальи днем поста.

По словам наших мудрецов, Писание возлагает на Гедалью вину за гибель евреев, как будто это он их убил, как сказано (Ирмеяу 41:9): «... и останки всех людей, убитых рукой Гедалии», потому что его неуместное благочестие - отказ подозревать Ишмаэля – привело в конечно счете, что погиб он сам и был евреи были рассеяны.

Из этого мы можем выучить важный урок – человек обязан хорошо взвесить свои поступки, которые он желает сделать поступок, побужденный духом благочестия (т.е., такие действия, которые человек не обязан по Торе делать, и он желает сделать, чтобы порадовать Творца). Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» пишет, что о таких действиях следует глубоко задумываться и стараться понять, куда простираются их последствия. «Иногда поступок сам по себе выглядит добрым, но его дурные следствия обязывают отказаться от него, а тот, кто совершит его, будет грешником, а не благочестивым» - пишет Рамхаль.

Рамхаль приводит в пример повеление Торы (Ваикра 19:17): «...Наставляй народ свой!..». Он пишет: «Нередко бывает, что человек приходит наставлять грешников в таком месте или в такое время, что его слова не будут услышаны и станут для грешников лишь поводом еще больше распоясаться в своем злодействе, осквернять имя Всевышнего и добавить к [неосознанному] греху [осознанное, еще более тяжелое] преступление». По его словам, «в таких ситуациях благочестие - это молчание».

Также человек, который желает исправить свои черты характера должен вести эту работу над само исправлением с большой мудростью и серьезно задуматься, не приведет ли его эта работа к противоположному результату. И так пишет Виленский Гаон (Эвен Шлема, 1): «Необходимо тщательно проверять, какое дурное качество усиливается в нем, и после этого очиститься [от него]. Не так, как вожделеющие плотских наслаждений, которые постятся, и [от этого] их страсть многократно возрастает. И для этого нужна большая хитрость в Богобоязненности — против хитрого змея (имеется в виду ецер ара – дурное начало). Тому же, кто ленится копаться во всех своих плохих чертах, не помогут никакие ограды и межи, которые он устраивает».


Рав Реувен Куклин

Источник: http://www.imrey.org