Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1
Глава 1
1:1
Моше получил Тору с Синая и передал ее Йеошуа; Йеошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, пророки передали ее мужам Великого Собрания. Те сказали три вещи: «Не поспешайте в суде, готовьте много учеников и делайте ограду Торе».
[52-54] И следует знать, что эти три вещи предназначены восполнить недостаток, связанный с Торой: именно в этом отношении желали мужи Великого Собрания исправить свое поколение. А все требования Торы можно разделить на «правила», «заповеди» и «законы».
«Законы» — это те (заповеди Торы), которые можно понять и постичь разумом. Противоположностью им служат «правила», смысл которых скрыт от нас. А есть еще «заповеди», не настолько понятные, как законы, но и не настолько смутные, как правила, — их смысл человек должен прояснить для себя, когда изучает Тору. Писание перечисляет эти три части Торы во многих местах.
И вот мужи Великого Собрания решили улучшить положение своего поколения в этих трех отношениях. (О законах) они сказали: Будьте неторопливы в суде, — поскольку указанные в Торе законы (применяются) главным образом в суде, согласно сказанному (Шмот 21): «Вот те законы, которые ты положишь перед ними…» О заповедях они сказали: И установите много учеников, — поскольку ученикам следует разбираться в словах Торы, объединяясь в большие группы и изучая ее (совместно). И это (наставление) относится к заповедям, поскольку, изучая Тору, человек познает их; таким образом, оно соответствует второму разделу Торы, называемому «заповеди». А о правилах, смысл которых принципиально непостижим и которые именно поэтому называются «правилами», они сказали: И сделайте ограду для Торы. Ведь в ограде нуждаются в первую очередь правила именно потому, что смысл их неизвестен. По этой причине, например, запрещены браки с дальними родственницами из-за запрета кровосмешения. Тора говорит о необходимости такой «ограды» именно в связи с запрещенными связями, как разъяснено в Талмуде (Йевамот 21а), и именно потому, что сам запрет кровосмешения как раз и представляет собой «правило» Торы, лишенное ясного смысла. Заповедь же, значение которой понятно, не особенно нуждается в ограде: человек не станет нарушать ее, поскольку понимает, почему следует (поступить так, как требует Тора).