Книга Заповедей

Принцип одиннадцатый: не включать в перечень составные части заповеди в качестве самостоятельных заповедей.

Иногда у одной заповеди есть несколько составных частей. Например, заповедь о лулаве, для выполнения которой необходимы арба миним – четыре вида растений (Ваикра 23:40). Но ведь мы не говорим, что “плод великолепного дерева” (этрог) – самостоятельная заповедь, и “отростки густолиственного дерева” (мирт) – самостоятельная заповедь, и “речные вербы” – самостоятельная заповедь, и “пальмовые ветви” – самостоятельная заповедь, поскольку это составные части одной заповеди. Ведь Он повелел соединить их, и, соединив, взять их в определенный день в руки, – в этом заключается заповедь.

Когда заповедь не может быть выполнена без одной из составляющих частей, ясно, что эти части составляют вместе одну заповедь, как четыре вида растений в заповеди о лулаве. Но трудность возникает в случае, когда сказано, что составные части заповеди “не задерживают друг друга” (т.е. заповедь может быть выполнена и без какой-либо из составляющих частей). Тогда на первый взгляд кажется, что, поскольку каждая из частей заповеди может быть выполнена и без другой, они являются самостоятельными заповедями, как например, белые и голубые кисти цицит; ведь сказали мудрецы (Менахот 38а): “Допустимо сделать кисти только из белой шерсти или только из голубой шерсти” (Т.е. белые и голубые цицит “не задерживают друг друга”). И мы бы сказали, что белые кисти и голубые кисти – две самостоятельные заповеди, если бы не было ясного изречения мудрецов в Сифри (Шлах). Там говорится: “Может быть, это две заповеди – заповедь о голубых кистях и заповедь о белых кистях? Но Тора говорит (Бемидбар 15:39): “И будет она (голубая нить) в ваших кистях” – и это одна заповедь, а не две”.

Итак, выяснилось, что даже частные повеления, которые “не задерживают друг друга”, иногда могут оставаться одной заповедью, если они объединены общим смыслом. Ведь цель заповеди о цицит – чтобы, глядя на кисти, “вспоминали все заповеди Ашема и исполняли их”; поэтому в перечень включается заповедь в ее обобщающем значении – ведь и белые, и голубые кисти служат напоминанием.

Поэтому при подсчете заповедей следует обращать внимание не на то, “задерживают друг друга” частные повеления или “не задерживают”, но на смысл заповеди – объединены ли частные повеления общим смыслом или нет.