Дерех Хаим 2. Комментарий Маараля на трактат Авот. 1:2. На трех вещах стоит мир


Глава 1

1:2

Шимон-праведник был последним из (мужей) Великого Собрания. Он часто повторял: «На трех основах стоит мир: на [изучении] Торы, на служении Б-гу и на добрых делах».


[משנה ב] שִׁמְעוֹן הַצַּדִּיק הָיָה מִשְּׁיָרֵי כְנֶסֶת הַגְּדוֹלָה. הוּא הָיָה אוֹמֵר: עַל שְׁלשָׁה דְבָרִים הָעוֹלָם עוֹמֵד, עַל הַתּוֹרָה וְעַל הָעֲבוֹדָה וְעַל גְּמִילוּת חֲסָדִים:


[3-5] Кроме того, мужи Великого Собрания потому так и назывались, что представляли собой общину великих людей: они стояли на высоком уровне как цельная община, все вместе.


Шимон же был праведником сам по себе, занимая тем самым особое положение. Получается, что (мишна) говорит нам: это святое сообщество, Великое Собрание, можно рассматривать с двух различных точек зрения. В качестве неделимой общины они изрекли определенное увещевание, а Шимон-праведник в качестве последнего индивидуума этой общины изрек нечто свое. Поэтому мишна и указывает, что Шимон-праведник был последним из мужей Великого Собрания.


Он говорил: «На трех вещах мир стоит». Подобное высказывание должно предшествовать всему остальному: ведь прежде, чем что-либо построить, нужно заложить основу! Поэтому Шимон-праведник, последний из мужей Великого Собрания, предостерегает (свое поколение) и призывает их быть внимательными к тому, что составляет основу и опорный столб мира, на котором построено все (остальное). Наставление же (самих Мужей Великого Собрания): «Будьте неторопливы в суде и установите много учеников, и сделайте ограду для Торы», — (должно) предшествовать всему, как мы разъясняли. Ведь оно (призвано) исправить человека в том, что касается его собственно человеческой природы. Она побуждает его ошибаться во всех трех областях Торы и (представляет собой) недостаток, который должен быть исправлен. И поскольку это исправление делается ради Торы, а Тора — самое первое, (что есть в мире), и всему предшествовала, мужи Великого Собрания в первую очередь позаботились об ее исправлении, и лишь затем Шимон-праведник изрек свое наставление, касающееся основ мира, (сотворенного) после Торы. В этой главе еще будет разъясняться порядок, в котором высказаны наставления, и гораздо более подробно.