Книга Заповедей

Книга Заповедей
А теперь начнем перечислять все заповеди – одну за другой, и раскроем основное содержание каждой из них, как мы обещали вначале, ибо такова задача этого сочинения. Однако мне кажется, что в дополнение к этой задаче было бы хорошо, при перечислении таких заповедей, за нарушение которых в Торе определено наказание, упомянуть об этом и сказать: “А преступивший эту заповедь подлежит смерти от руки Небес” или карету, или “обязан принести такую-то жертву”, или “приговаривается к ударам плетьми” или “к смерти по решению суда” или “к денежному возмещению”.
А когда никакого наказания не упомянуто, знай, что, если это заповедь “не делай”, то, по словам мудрецов (Тосефта Критот 1:2), он нарушил приказ Царя, и не на нас возлагается его наказание. Но в любой заповеди “делай” мы должны бить плетьми того, кто отказывается ее выполнять, до тех пор, пока он или умрет, или выполнит заповедь, или завершится время, когда эту заповедь можно выполнить. Так, например, того, кто, преступив заповедь, не жил в сукке (шалаше), мы не можем бить плетьми за его нарушение по истечению Суккот.
И еще, когда мы будем перечислять заповеди, выполнять которые женщины не обязаны, – будь это “Делай” или “Не делай” – мы скажем: “Женщины не обязаны выполнять эту заповедь”. Но поскольку всем известно, что женщины не судят и не свидетельствуют в суде, не приносят жертвоприношений своими руками и не участвуют в войнах, то в таких случаях нет необходимости говорить: “Женщины не обязаны выполнять эту заповедь”, потому что это было бы ненужным многословием.
И еще, при перечислении заповедей, – будь то “Делай” или “Не делай” –которые мы обязаны выполнять только на Земле Израиля или только в период Храма, скажем: “Эту заповедь мы обязаны выполнять только в Земле Израиля” или “только в период Храма”.
И известно, что все жертвоприношения приносятся только в Храме, а вне храмового двора они запрещены. И также известно, что судебные дела, которые могут привести к смертному приговору, мы рассматриваем только, когда есть Храм, ведь объясняется в Мехильте, что “если есть Храм – приговаривают к смерти; если нет – нет” (Мидраш агадоль, Мишпатим 21:14). И также известно, что дар пророчества и царская власть дома Давида удалены от нас, пока мы не оставим грехи, которые вершим постоянно, – и тогда простит нас Ашем и сжалится над нами, как нам обещано, и вернет нам царство и дар пророчества. Ведь сказано о возвращении пророчества: “И будет после этого – изолью Я Свой дух на всякую плоть, и будут пророчествовать ваши сыны и дочери ваши” (Йоэль 3:1). И сказано о восстановлении царского дома: “В тот день Я подниму упавший дом Давида, ...и восстановлю разрушенное, и отстрою его, как в дни древности” (Амос 9:11). И известно, что войны и захват Земли Израиля будут только под водительством царя, по решению Великого Санхедрина и первосвященника, как сказано: “Перед Элазаром, первосвященником, должно ему стоять, и тот будет испрашивать для него решение через урим от Ашема: по его слову им выходить и по его слову им приходить; ему и всем сынам Израиля с ним” (Бемидбар 27:21). И поскольку все это известно большинству людей, нет необходимости упоминать, когда речь идет о заповедях “делай” и “Не делай”, связанных с жертвоприношениями и храмовым служением, казнями и Санхедрином, пророками, царями и войнами, что все эти заповеди мы обязаны выполнять, только когда есть Храм.