Недельная глава Торы — беседы с раввином Авроомом Вольфом » Сыны

Недельная глава Торы — беседы с раввином Авроомом Вольфом » Сыны
Сыны Авраѓама, вечные оптимисты…
Недавно было опубликовано новое исследование шести основных факторов, влияющих на жизнь представителей еврейского народа в разных концах света, начиная с бойкота Израиля и заканчивая антисемитизмом в Европе. Одной из интересных тем в докладе стало положение еврейских общин в Северной Америке.
«Судя по количеству учреждений, Хабад является крупнейшим и лидирующим еврейским движением Америки, — написал в отчете известный исследователь еврейского мира, доктор Шломо Фишер. — В США работают 959 центров Хабада, при этом консервативных синагог — 595 и чуть более 800 — реформистских. Кроме того, Хабад является глобальным движением, объединяющим евреев во всем мире, на что ни одно другое течение в иудаизме не может претендовать… В Хабаде не собирают членских взносов, не устанавливают ограничения по тем или иным принципам или подходам. Представители этого течения гораздо более обеспокоены тем, чтобы евреи соблюдали заповеди Торы и формировали свое мировоззрение в соответствии с философией иудаизма. При этом взамен ничего не требуется: ни оплаты, ни долгосрочных обязательств. Очевидно, что другим движениям следовало бы больше изучать опыт и методы их успешной работы по вовлечению любого еврея в свои ряды. Присоединение к Хабаду фактически приводит к преемственности и более глубокому погружению в иудаизм. Однозначно, что Хабад сегодня оказывает большое влияние на еврейскую самоидентификацию и тормозит распространяющуюся в голусе ассимиляцию. В наши дни 33 процента молодых евреев в США говорят, что они гордятся тем, что они евреи, и это благодаря Хабаду. Одна группа ортодоксальных евреев в настоящее время проводит в Нью-Йорке эксперимент создания нерелигиозных еврейских организаций, при этом пытаясь копировать некоторые методы работы Хабада. Они считают, что ключ к успеху — это личное отношение и внимание раввина к каждому члену общины».
С одной стороны, Хабад умножает свои ряды, его влияние растет день ото дня, ему удается привлечь все больше евреев на путь хасидизма и приближения к Всевышнему. С другой стороны, упомянутое выше исследование говорит о росте антисемитизма в Европе. Как свидетельствуют данные опубликованного накануне Рош ѓаШоно опроса, проведенного Европейским раввинским центром в 179 общинах Западной Европы, 70% европейских евреев сегодня стараются не показывать свою принадлежность к иудаизму и 85% из них не приводят своих детей в синагогу, чтобы они могли услышать трубление в шойфар на Рош ѓаШоно. Это происходит из-за усиления антисемитизма и националистической общественной атмосферы, установившейся в различных европейских странах вследствие все нарастающих волн мусульманской иммиграции. В результате в течение только одного года произошло значительное сокращение числа евреев, участвующих в общинной жизни. В Европе большинство молодых людей, чьи родители скрывают свою принадлежность к еврейству, не чувствуют какую-либо связь с еврейским народом и своей исторической родиной. Это серьезная, разрушительная тенденция не только для европейского еврейства, но и всего еврейского народа!
Читая этот доклад, я задаю себе вопрос, какие чувства вызывают его выводы во мне, раввине еврейской общины Одессы и юга Украины, посланнике Хабада? Как мне к этому относиться — быть веселым оптимистом, как Авраѓам, или удрученным пессимистом, как Ноях? Не нужно быть великим психологом, чтобы определить, что Ноях, сидя в ковчеге и осознав, что весь мир был уничтожен потопом, впал в столь глубокую депрессию, что для выхода из нее потребовалось специальное повеление Всевышнего: «Выйди из ковчега» (Брейшис, 8: 16). Ясно, что он не хотел выходить на сушу из своего убежища. Кроме того, вот что сделал Ноях, выйдя из ковчега: «И начал Hoяx, господин земли, и насадил виноградник. И выпил он от вина и опьянел» (там же, 9: 20, 21). Так ведет себя только человек в угнетенном состоянии духа. Ведь он вышел и обнаружил, что окружавший его до потопа мир исчез: нет ни друзей, ни знакомых, ни его дома, ни улицы, по которой он ходил… Просто вообще ничего нет! Любой бы на его месте впал в депрессию.
Но оказывается, что Ноях с самого начала был пессимистом! Откуда мы это узнаем? После того, как Творец объявил ему, что собирается привести на землю потоп, Ноях занимался строительством ковчега долгие 120 лет (в соответствии с комментарием Раши на Брейшис, 6: 14). Как же получилось, что в течение столь длительного времени ему не удалось убедить хотя бы одного-двух человек раскаяться, чтобы они присоединились к нему в ковчеге?! Ноях думал, что люди не поверят его сообщению о потопе. Как пишет Раши (комментарий на Брейшис, 7: 7), «Ноях был недостаточно тверд в вере. Ему и верилось, и не верилось, что начнется потоп. И он не вошел в ковчег, пока воды не принудили его к тому».
Когда Любавичский Ребе начал свою кампанию мивцоим (акцию по усилению соблюдения десяти особо важных заповедей), особенно когда речь зашла о заповеди тфилин, то нашлось много хасидов, которые были пессимистично настроены и не верили в успех. Они утверждали, что нерелигиозный человек не станет ни с того, ни с сего посреди улицы накладывать тфилин. Сегодня всем, даже самым большим пессимистам ясно, насколько Ребе был прав. Величие этого успеха подтверждает и приведенное выше исследование. Во всем мире нет города с заметным еврейским населением, в котором не было бы посланника Хабада, синагоги, учебных и благотворительных заведений Хабада.
Возможно, в душах тех, кто не верил в успех этого начинания, проявился пессимизм Нояха, который не верил в свой успех, и поэтому действительно не смог передать сообщение Всевышнего людям своего поколения. Обо всем этом мы читаем в начале нашей недельной главы, но в ее конце говорится о рождении нашего праотца Авраѓама, самого оптимистичного человека в мире. И тут начинается другая история. Авраѓам родился в языческом мире, все окружавшие его люди были язычниками. В отличие от Нояха, семья которого знала Единого Б‑га, никто не сказал Авраѓаму о существовании Всевышнего. Но он сам пришел к выводу, что у этого мира должен быть Творец. Осознав это, Авраѓам решил не держать свое открытие в секрете, а раскрыть глаза тех, кто вокруг него. Он распространял в мире веру в единого Б‑га.
Авраѓама можно сравнить с человеком, который сегодня уговаривал бы людей отказаться от автомобилей и пересесть на телегу с лошадью! Ему было необходимо «продавать» абстрактную и совершенно непонятную его поколению идею о том, что существует Б‑г, которого нельзя увидеть глазами или потрогать руками, и даже запах которого невозможно ощутить… И в этом он должен был противостоять тем, кто верил в реально видимых и ощутимых идолов.
Однако наш праотец был оптимистом и считал, что он сможет изменить путь верования человечества. И ему это удалось! Сегодня в мире господствует монотеизм — вера в единого Б‑га. Конечно, на это ушел не один год, но, в конце концов, Авраѓам добился успеха, как и во всех своих начинаниях. Всегда и во всем он оставался оптимистом и надеялся на лучшее.
Мы также видим это в истории Сдома. Когда Б‑г сказал Авраѓаму, что собирается уничтожить Сдом, потому что жители города — грешники, Авраѓам утверждал, что там есть и праведники, и умолял Творца не делать этого. Кроме того, оптимист Авраѓам верил, что любого грешника можно привести к раскаянию. Он никогда не сдавался, независимо от того, в каком состоянии находился. Вспомните, как Г‑сподь сказал Авраѓаму, что у него будет сын. И он с оптимизмом ждал исполнения обещанного и в восемьдесят лет, и в девяносто, и в девяносто девять, вопреки всем ожиданиям и оценкам экспертов и врачей.
Мои дорогие читатели! Никогда не забывайте, что мы — «сыны Авраѓама», а не «сыны Нояха». Евреи всегда оптимистичны, независимо от того, что они слышат, особенно когда речь идет о вопросах иудаизма. Следовательно, даже отрицательные данные, касающиеся антисемитизма в приведенном в начале статьи исследовании, не вызовут у нас депрессию. Напротив, это дает нам новый приток энергии и желание сделать все от нас зависящее, чтобы улучшить результаты исследования в следующем году. А во главе наших задач стоит приближение все большего числа евреев к иудаизму. Думаю, что каждый из нас знает, по крайней мере, одного еврейского ребенка, который еще не получил еврейского образования. Поэтому мы должны побеспокоиться о том, чтобы привести этого ребенка в школу Хабад в своем районе. А если там нет школы, то надо приложить все усилия, чтобы этот ребенок пришел в воскресную школу при синагоге Хабад, которая, безусловно, есть везде…
Мы не будем действовать, как Ноях, который не хотел выходить из ковчега. Мы не побежим в бар выпить кружку пива, чтобы уйти от реальности. Мы идем по стопам Авраѓама, о котором сказано: «И возгласил он там Имя Г‑спода, Б‑га вселенной» (Брейшис, 21: 33).
«