Книга Заповедей

31-я заповедь – повеление высылать из Храма ритуально нечистых. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана всех прокаженных и всех, истекающих слизью, и всех, ставших нечистыми от мертвого” (Бемидбар 5:2). И “стан”, о котором говорится здесь,– это стан Шехины, а в последующих поколениях ему соответствует азара – двор Храма, как мы разъясняли в комментариях на Мишну, в начале порядка Тоорот (Келим 1:8). И сказано в Сифри (Насо): “Чтобы выслали из стана...” – предостережение ритуально нечистым, чтобы не входили в Храм в своей нечистоте”.

И это повеление повторено в других словах, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если будет среди вас человек, который нечист от случившегося ночью, пусть он выйдет за стан” (Дварим 23:11). В словах “за стан” также имеется в виду стан Шехины. И в трактате Песахим (68а) поясняется: “Пусть он выйдет за стан” – это стан Шехины”.

И сказано в Мехильте: “Повели сынам Израиля, чтобы выслали из стана...” – это заповедь “делай”; и в Сифри (Тэце): “Пусть он выйдет за стан” – заповедь “делай”.

32-я заповедь – повеление почитать потомков Аарона, возвеличивая их, возвышая их и предоставляя им преимущество. И даже, если они противятся этому – мы их не слушаем. Все это делается, чтобы оказать почет Ашему, да будет Он превознесен,– ведь Он избрал их для служения и для принесения жертв. И об этом Его речение: “И ты освящай его (коэна), ибо хлеб твоего Б-га он приносит; свят он будет для тебя” (Ваикра 21:8). И объясняется (Гитин 59б): “И ты освящай его” – во всем, что связано со святостью. Первым вызывай его к чтению Торы, ему предоставь говорить зимун, ему подавай первому во время праздничной трапезы”. И так же сказано в Сифре (Эмор): “И ты освящай его” – даже против его воли”. Т.е. это повеление дано нам, и его выполнение не зависит от согласия коэна. И также сказано (Сифра, там): “Святы они должны быть своему Б-гу” (Ваикра 21:6) – даже против их воли; “и должны они быть святы” (там же) – т.е. в том числе коэны с физическими недостатками”. Чтобы не сказали: “Этот не годится, чтобы “приносить хлеб своего Б-га”; почему же мы должны почитать его и отдавать ему превосходство?!” Поэтому повторено: “И должны они быть святы” – все потомство Аарона: и пригодные к служению, и увечные.

И как, выполняя эту заповедь, оказывают почет коэнам, и какие преимущества предоставляются им, разъяснено в нескольких местах трактата Макот, и в трактатах Хулин (132б), Бхорот (45б), Шабат (55б) и других.

33-я заповедь – повеление, обращенное к коэнам, облачаться в особые одежды – для почета и великолепия, и в этих одеяниях служить в Храме. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И сделай священные одежды Аарону, своему брату, для почета и великолепия... И приблизь его сыновей, и облеки их в хитоны, и перепояшь их поясами – Аарона и его сыновей, и навяжи на них головные уборы...” (Шмот 28:2, 29:8-9). И это заповедь о коэнских одеждах: восемь – для первосвященника, и четыре – для простого коэна. И если коэн несет службу без какой-либо из этих одежд или в лишней одежде, такое служение становится непригодным. И кроме того, коэн, у которого во время служения не достает хотя бы одной из одежд, подлежит смерти от руки Небес,– ведь в трактате Санхедрин (83а) такой коэн перечислен среди подлежащих смерти от руки Небес. В стихе об этом не говорится прямо, но только сказано: “...И перепояшь их поясами... и навяжи на них головные уборы, и будет на них коэнство...” (там же). И толкуют (Санхедрин 83б): “Когда их одеяния на них – и их коэнство на них; нет на них их одежд – нет на них коэнства, и они как посторонние в Храме”. А в дальнейшем мы разъясним (НД 74), что посторонний, выполняющий служение коэна, подлежит смерти.

И сказано в Сифре (гл. 96): “И привел Моше Аарона... и облачил его в меиль... и возложил на него хошен...” (Ваикра 8:6-8) – весь этот раздел учит о том, что происходило в то время, и дает урок поколениям; он учит о порядке ежедневного облачения и о порядке облачения в Йом кипур. Каждый день первосвященник ведет служение в восьми одеждах, украшенных золотом; в Йом кипур – только в четырех белоснежных одеждах”. И из следующих слов Сифры становится ясно, что облачение в эти одежды – заповедь “делай”. Ведь сказали мудрецы (Сифра, Ахарей 8): “Откуда мы видим, что Аарон не облачался в эти одеяния, чтобы возвеличить себя, но только, чтобы выполнить повеление Владыки? Тора сказала (Ваикра 16:34): “И сделал он так, как повелел Ашем Моше”. Другими словами, хотя эти одеяния были совершенны по красоте и отделаны золотом, ониксом, яшмой и другими драгоценными камнями, Аарон, облачаясь в них, не имел в виду украситься ими, но он лишь стремился выполнить заповедь, сделать “как повелел Ашем Моше”. А заповедь – облачаться в эти одежды для служения в Храме.

И все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены во второй главе трактата Зевахим (18а), в нескольких местах трактатов Йома (71б-72а) и Сукка (5а, 51а).