Книга Заповедей

Книга Заповедей
76-я заповедь – повеление, чтобы каждая роженица приносила годовалого ягненка в жертву всесожжения и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву. А если она бедна, то приносит в жертву только двух горлиц или двух молодых голубей – одного в жертву всесожжения, а второго в грехоочистительную жертву. И она также не получает искупления до того, как принесет жертву.
И так Он сказал, да будет Он превознесен: “...Если женщина зачнет и родит сына... тридцать три дня должна она очищаться от своих кровей, не прикасаясь к святыням и в Святилище не входя... Если же она родит девочку... шестьдесят шесть дней должна она очищаться от своих кровей. Когда же исполнятся дни ее очищения за сына или за дочь, пусть принесет она годовалого ягненка во всесожжение и молодого голубя или горлицу в грехоочистительную жертву ко входу в Соборный Шатер, коэну. И он принесет это в жертву Ашему и искупит ее, и станет она чиста... Если же не в состоянии она принести в жертву ягненка, то пусть возьмет...” (Ваикра 12:2-8).
77-я заповедь – повеление, чтобы каждый, кто был болен цараат и излечился от своих язв, приносил трех жертвенных животных – в жертву всесожжения, в грехоочистительную и повинную жертву, и с ними лог масла. А если он беден, то приносит барана в повинную жертву и двух горлиц или двух молодых голубей – одного в жертву всесожжения и одного в грехоочистительную жертву. И излечившийся от цараат – четвертый из тех, кто не получает искупления до того, как принесет жертву. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А на восьмой день возьмет двух баранов без порока и одну годовалую овцу... А если он беден...” (Ваикра 14:10, 21).
И могут сказать: “Почему ты не считаешь жертвы этих четырех – “истекающего”, “истекающей”, роженицы и излечившегося от цараат – в качестве одной заповеди? Ведь есть сторона, объединяющая их всех: все они не получают искупления (т.е. не становятся ритуально чистыми), пока не принесут жертву? Ты бы должен был сказать: “74-я заповедь – повеление, чтобы “истекающий”, “истекающая”, роженица и излечившийся от цараат приносили жертву, и пока они не принесут жертву, они не получают искупления”. Ведь ты считаешь очищение в микве (ритуальном бассейне) одной заповедью (Д 109), невзирая на то, от каких именно видов ритуальной нечистоты в ней очищаются. Так и тут – ты бы мог учитывать жертву четырех, не получающих очищения без жертвы, как одну заповедь, не взирая на то, от каких именно видов ритуальной нечистоты они очищаются!”.
Ашем знает – и Он свидетель, что так безусловно должно было бы быть в случае, если жертвы каждого из четырех искупаемых были бы аналогичными, без всякого изменения, подобно тому, как воды миквы одинаково очищают от разных видов ритуальной нечистоты.
Однако поскольку эти жертвы, как мы видим, различны, безусловно следует считать каждое из этих жертвоприношений отдельно, ибо то, чем очищается каждый из них не соответствует тому, чем очищаются другие. И подобно этому, очищение пеплом красной коровы, очищение водами миквы и очищение пораженного цараат с помощью четырех средств (веткой кедра, травой иссопа и т.д.) – это три разных заповеди, несмотря на то, что все они служат для очищения от ритуальной нечистоты, как мы разъясним (Д 110).
Законы и уставы этих четырех искупающих жертвоприношений – в общем и в частностях – разъясняются в первой и во второй главе трактата Критот, во вторых главах трактатов Арахим (8аб) и Зевахим (15б,17аб), в 8-ой главе трактата Назир (57а,59б-60б), в конце трактата Негаим и в трактате Киним, а также рассредоточены по многим местам Талмуда. Однако большинство законов приведены именно в указанных местах.