Книга Заповедей

Девяностая заповедь – повеление сжигать святыни, ставшие ритуально нечистыми. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Мясо жертвы, которое соприкоснется с чем-то нечистым, не ешь, а сожги в огне” (Ваикра 7:19).

И в трактате Шабат (24б-25а), разъясняя, почему нельзя использовать для праздничных свечей масло трумы, ставшее ритуально нечистым, сказали мудрецы: “Отдыхать в йом тов (праздник) – заповедь “делай”; таким образом, отдыхая в праздник, мы выполняем и заповедь “делай”, и заповедь “не делай” (запрет работать в йом тов), и не может другая заповедь “делай” (заповедь сжигания святынь, ставших ритуально нечистыми) оттеснить две заповеди – “делай” и “не делай”.

В этом изречении имеется в виду следующее. Поскольку работа в праздник запрещена, то тот, кто работает, преступает и заповедь “делай” – ведь он не выполняет повеление, относящееся к йом тову: “Пусть будет у вас отдых” (Ваикра 23:24), – и заповедь “не делай”, так как нарушает запрет, содержащийся в Его речении (Шмот 12:16): “Никакой работы не должны делать в них” , т.е. в праздники. Но сжигать святыни, ставшие ритуально нечистыми, – только заповедь “делай”, и поэтому-то запрещено сжигать их в праздник, согласно с упомянутым принципом: заповедь “делай” не может оттеснить заповеди “не делай” и “делай (вместе взятые, а только одну заповедь “не делай”).

И еще сказали там мудрецы (Шабат 25а): “Сжигать священные жертвы, ставшие ритуально нечистыми, – заповедь; и сжигать масло трумы, ставшие ритуально нечистыми, – та же заповедь”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в трактате Песахим (82а) и в конце трактата Терума (33б).

91-я заповедь – повеление сжигать остатки священных жертв (то, что не было съедено коэнами до указанного Торой срока). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “А мясо жертвы, оставшееся на третий день, должно быть сожжено на огне” (Ваикра 7:17).

И комментируя в Мехильте Его повеление о пасхальном ягненке: “И не оставляйте от него до утра, а оставшееся от него до утра сожгите в огне” (Шмот 12:10), мудрецы говорят: “Писание обуславливает заповедь “делай” заповедью “не делай” (т.е. мы видим из их слов, что сжигание остатков жертвы – заповедь “делай”).

И во многих местах Талмуда – в трактатах Песахим (84а), Макот (4б) и других – объясняется, что запрет оставлять мясо священных жертв позже указанного Торой срока отодвигается заповедью “делай” (лав нитак леосэ) (т.е. если сразу же по истечению установленного срока мы сжигаем остатки жертвы, выполняя заповедь “делай”, мы тем самым предотвращаем нарушение заповеди “не делай”), и поэтому за нарушение этого запрета не наказывают 39-ю ударами плетьми. А заповедь “делай” – упомянутое нами речение: “Оставшееся от него до утра сожгите в огне”.

А закон о пигуле (жертве, ставшей непригодной из-за того, что коэн приносил ее с ошибочным намерением) аналогичен закону об остатках священных жертв, как мы разъясним, когда речь пойдет о заповедях “не делай” (НД 132). Так что в словах стиха “оставшееся мясо жертвы” имеется в виду и пигуль.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъясняются в трактате Песахим (27б) и в конце трактата Тмура (34а).