Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»
61-я заповедь – запрещение преступать слова клятвы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Не клянитесь Моим Именем ложно” (Ваикра 19:12).
Имеется в виду так называемая “изреченная клятва” (швуат битуй), когда человек клянется совершить какое-либо действие, не запрещенное Торой, или, наоборот, клянется не совершать это действие. Мы обязаны выполнять подобную клятву и нам запрещено ее нарушать, как написано: “Не клянитесь Моим Именем ложно”.
В трактате Швуот (21а) сказано: “Что такое “ложная клятва”? Это клятва, противоречащая совершившимся фактам (например, человек поклялся: “Я не ел этого”, – а сам ел)”. И там же исправляют это определение: “Скажем, что это клятва, отвергаемая последующим действием”, – например, человек клянется совершить определенный поступок, а в действительности совершает действия, противоречащие своей клятве. И там же, в третьей главе трактата Швуот, и в трактате Тмура (3б) разъясняется, что ложная клятва – это нарушение и невыполнение швуат битуй (изреченной клятвы).
И далее (там же) мудрецы Талмуда исследуют, может ли быть ложная клятва, за которую наказывают бичеванием даже в том случае, когда нарушитель не совершил никакого поступка, противоречащего своей клятве. И сказано: “Если человек поклялся, что не будет есть данную еду, а сам съел – тут есть поступок, отрицающий клятву. А если он поклялся, что съест, но пока не съел – разве в таком случае наказывают бичеванием (ведь, возможно, он еще съест)?”. И, в конце концов, в результате анализа вариантов, мудрецы приходят к выводу, что такая ложная клятва будет в случае, “если человек поклянется: “Я съел это”, а на самом деле, не съел” (т.е. мы видим, что ложная клятва может относиться и к уже совершенному действию, и к действию, которое только предстоит совершить).
Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием, а невольно преступивший запрет приносит жертву, зависящую от достатка согрешившего, как разъяснено в 72-ой заповеди “Делай”. И так сказано в третьей главе трактата Швуот (21а): “За умышленное невыполнение “изреченной клятвы” нарушитель карается бичеванием, а в случае невольного нарушения клятвы он обязан принести жертву, зависящую от его достатка”. И там же разъяснены законы, связанные с выполнением этой заповеди.
И знай, что хотя мною сказано: “Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием”, это вовсе не значит, что существует какое-то преступление, за совершение которого наказывают бичеванием, даже в случае, если оно было совершено неумышленно. Но знай: в любом месте, где я говорю, что за то или иною преступление наказывают бичеванием, всегда имеется в виду только случай, когда преступление было совершенно при двух свидетелях, предупреждавших преступника о запретности его действия, т.е. при соблюдении тех условий, которые разъясняются в трактате Санхедрин (21б). Но если человек нарушил запрет неумышленно, если он был принужден к этому силой или был введен в заблуждение, он не наказывается за это вообще – ни бичеванием, ни каретом, и уж тем более его не приговаривают к смертной казни. Пойми этот принцип – он относится ко всем заповедям.
Однако в комментарии к некоторым заповедям мы все же уточняем и говорим, что умышленно нарушивший данный запрет карается бичеванием или смертью, – и это в тех случаях, когда неумышленно нарушивший запрет должен принести жертву, ведь жертва приносится далеко не за все неумышленные грехи.
Если же сказано просто, что нарушитель данного запрета карается, согласно приговору суда, бичеванием или смертной казнью всегда имеется в виду, что преступление было совершено при свидетелях, предварительно предостерегших преступника, ведь это предостережение служит именно для того, чтобы отличить умышленное преступление от неумышленного. Пойми это, и не жди от меня дополнительных разъяснений по этому поводу.
https://toldot.ru/tora/articles/articles_1405.html