Книга Заповедей

Книга Заповедей
94-я заповедь – повеление выполнять все произнесенные нами вслух обязательства: клятвы, обеты, обязательства дать благотворительное пожертвование или принести жертву и т.п. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Изреченное твоими устами соблюдай и исполняй” (Дварим 23:24). И хотя из каждого слова этого стиха мудрецы учат особый закон (см. Рош ашана 6а), тем не менее, из упомянутого стиха в целом следует, что выполнение всех высказанных вслух обязательств – заповедь “делай”; а не выполняя их, человек нарушает заповедь “не делай”, как мы объясним, когда будем говорить о заповедях “не делай” (НД 157). И в Сифри (Ки тэце) сказано: “Изреченное твоими устами...” – заповедь “делай”.
И знай, что из слов “Изреченное твоими устами” мудрецы не учили никакого другого закона, кроме того, что человек обязан выполнять все, что “изрекают его уста”, как мы упоминали, объясняя этот стих.
И это повеление повторено в Торе: “Если кто даст обет Ашему, или поклянется клятвою, положив зарок на свою душу, то он не должен отменять своего слова: все, как вышло из его уст, должен он сделать” (Бемидбар 30:3). И это та же заповедь.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в нескольких местах трактатов Швуот и Недарим, в конце трактата Менахот (102б-109а), а также в трактате Киним (3:6). Там разъясняется, с какой точностью человек должен выполнять принятое на себя обязательство, и как он может освободиться от него, если сомневается в том, что именно было им произнесено.
95-я заповедь – повеление о разрешении обетов. Тора не обязывает отменять любые обеты, но повелевает нам рассмотреть, возможно ли освободить человека от того или иного обета. И так же в некоторых других заповедях (например, связанных с ритуальной нечистотой): нам не вменяется в обязанность совершать определенное действие, но нам заповедано рассматривать возможность его совершения, как в данном случае.
Писание, разъяснив, что муж может разрешать обеты жены, а отец – дочери, устанавливает законы разрешения обетов.
А из устной традиции известно, что мудрец Торы тоже может разрешить каждому его обет или клятву. И намек на это мудрецы находят в Его речении: “Он не должен отменять своего слова” – “он не должен отменять, но другие отменяют за него” (Брахот 32а). Однако в Писании нет прямых доказательств этому, и уже сказали мудрецы (Хагига 10а), что “разрешение обетов порхает в воздухе, и ему не на что опереться”. И то, что мудрецам действительно дано такое право, нам известно только из устной традиции.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в посвященном этой теме трактате Недарим.