Книга Заповедей

Книга Заповедей
109-я заповедь – повеление, устанавливающее, что окунаясь в воды миквы (бассейна для ритуального омовения), мы очищаемся от всех видов ритуальной нечистоты, которыми осквернились. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Пусть омоет все свое тело водою” (Ваикра 15:16).
И известно из традиции (Сифра, Мецора), что «вода, покрывающая “все тело”, – это установленный объем воды, наполняющей микву». Но для проточной воды (бьющей из родника) необходимый объем не установлен, как разъясняется в законах о выполнении этой заповеди (см.Рамбам, Микваот 9:8). И лишь излечившийся от истечения слизью (зав) нуждается, согласно законам выполнения этой заповеди, только в родниковой воде, ибо о нем сказано в Писании: “И омоет свое тело в живой воде” (Ваикра 15:13).
Но сказав, что омовение в воде – это заповедь “делай”, мы не имели в виду, что каждый ритуально нечистый неукоснительно обязан совершить омовение, подобно тому, как каждый, кто носит одежду с четырьмя углами обязан прикрепить к ним кисти цицит (Д 14), или как каждый домовладелец обязан обнести перилами крышу дома (Д 184). Но имеется в виду, что законом об омовении нам заповедано: каждый, кто желает очиститься от своей ритуальной нечистоты, может сделать это лишь погрузившись в воду – и тогда очистится.
И сказано в Сифре (Ахарей мот): “И пусть омоется в воде” (Ваикра 14:8) – может быть это приказ Царя? Но Тора сказала: “...а затем войдет в стан” (там же) – освободившись от ритуальной нечистоты”. Здесь намекается на принцип, который мы разъяснили: это повеление относится лишь к тому, кто желает освободиться от ритуальной нечистоты, только он должен поступить в соответствии с указанным законом, и этот закон – и есть заповедь. Но никто не обязан совершать омовение, и если человек желает оставаться нечистым и не входить в стан Шехины (в Храм) определенное время – он имеет на это право.
И уже разъяснено в Книге Истины (в Торе), что каждый, кто был ритуально нечистым и совершил омовение, очищается, но его очищение остается неполным до того, как зайдет солнце в день его омовения (см. Ваикра 22:6-7).
А из устной традиции также известно, что необходимо погрузиться так, чтобы вода одновременно касалась всех частей обнаженного тела. Сказали мудрецы (Эйрувин 4б): «“Пусть омоет все свое тело” – не должно быть никаких препятствий между его телом и водой».
Итак, выяснилось, что эта заповедь об омовении включает в себя законы о микве, о хацице (препятствии, мешающем полному погружению) и о твуль йом (ритуальном статусе человека в период после погружения и до захода солнца).
Эта заповедь разъясняется в трактатах Микваот и Твуль йом.