День 65. Самосуд

(5 кислева - 6 сивана)


"Сефер Хафец хаим"


Самосуд


Мы видели, что бейт-дин имеет право пользоваться определенными способами общественного нажима, чтобы человек подчинился его решению. Но нельзя применять это средство в обход судебного процесса, чтобы, скажем, вынудить вора вернуть украденное.


Общине запрещено поддерживать одну из сторон в денежном вопросе, основываясь на чьих-то словах: только псак бейт-дина (постановление религиозного суда) может быть достаточным основанием для этого. Поэтому правильно - обеспечить явку обеих сторон в бейт-дин, и неверно - оказать насилие по личной инициативе, чтобы помочь тому, кого человек считает правым.


"Сефер Шмират а-лашон"


Обманщик приходит в город


Слушать сплетни, может быть, и приятно, но цена за это удовольствие слишком высока.


Любители позлословить оправдывают свое греховное поведение тем, что их охотно слушают и что они доставляют слушателю удовольствие. Более того, увлекательный разговор делает рассказчика и слушателя друзьями. Так можно ли говорить, что сплетник причинил слушателю вред, если они так приятно провели время?


Ложность такого рассуждения видна на следующем примере.


В городе появился мошенник и представился уважаемым в своей общине человеком. Когда в город приехал его прежний земляк, плут приветствовал его как старый друг и пригласил в местную гостиницу, где они смогут приятно провести время. В гостинице обманщик сказал: «Я так рад тебя видеть! Это надо отметить. Ступай к стойке, заказывай, что хочешь, пусть подадут нам лучшее, что у них есть! Я плачу».


Ели-пили, наелись до отвала. А потом жулик выскользнул за дверь и предоставил гостю платить по счетам. Бедняга пытался объяснить хозяину, что случилось, но тот и слушать не стал. «Я одно знаю, - сказал он, - ты подошел к стойке, ты заказал всю эту еду и напитки. А что произошло между тобой и приятелем, меня не касается. Плати!»


Слушающий лашон а-ра не испытывает вражды к рассказчику, который доставляет ему «бесплатное» развлечение. Он видит перед собой человека, который выделил его среди других, доверился ему, сообщает секреты, не доступные другим.


Однако так дело выглядит в нашем мире, пока «лавка открыта, и Продавец отпускает в кредит». А в будущем мире «(бухгалтерская) книга раскрыта... и сборщики... взыскивают долг» (Авот, 3:20). Тогда придется предстать перед судом за то, что слушал и верил запрещенным речам. Каждое слово было записано, и за каждое придется дорого заплатить.