Предприниматель и работник




Марксисты декларировали «освобождение труда», прекращение эксплуатации человека человеком, но на практике превратили людей в рабов государства, чиновничества, лишили их человеческого достоинства, при том, что норма эксплуатации труда значительно возросла благодаря атмосфере страха и «трудового энтузиазма». Марксистская концепция, в сущности, не нова — так же точно обстояли дела и в Египте при фараонах, и в Китае при Цинь-Ши-Хуанди.


Для еврея эта концепция неприемлема. Составляя трудовой договор, он должен помнить, что работник — прежде всего человек, а не «рабочие руки», не instrumentum vocale, «говорящее орудие труда», как выражались в древнем Риме. Работодатель обязан обеспечить соответствующие условия труда и справедливую его оплату. Для Торы человек — подобие Бога.


В принципе, иудаизм не против «трудового энтузиазма». Но работник должен знать, что он получит за этот энтузиазм. Вспомним, что Яаков, единственный, пожалуй, наемный работник в числе патриархов еврейского народа, работавший за право стать зятем, то есть, фактически, «войти в долю», говорит своему работодателю Лавану:



Вот, двадцать лет я у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; баранов из мелкого скота твоего я не ел. Растерзанного я не приносил тебе: я восполнял это, с меня ты взыскивал украденное днем и украденное ночью. Бывало со мною, днем съедал меня зной, а холод ночью, и убегал сон мой от глаз моих.


Брешит 31:38–40



В идеале должны быть согласованы все пункты трудового договора:



Договариваясь с рабочими, сын раби Йоха-нана бен Матъя сказал им, что, кроме платы, отец будет давать им и еду. Узнав об этом, раби Йоханан возмутился: — Как?! Ты сказал «еду» и не сказал — какую? Но ведь они могут понять это как им угодно!


Он велел сыну догнать работников и сказать им, пока они не приступили к работе, что отец имел в виду хлеб и овощи (обычную еду), и спросить, согласны ли они работать на этих условиях.


Бава мециа 7:1



Если предприниматель задерживает оплату труда, то, согласно Торе, это — преступление. Сюда же относится запрет задерживать оплату за купленные в кредит товары или за аренду.


Предприниматель, который вручает работникам вознаграждения «в конвертах», сумма которых не отражается на «социальном пакете» — пенсионном фонде и медицинском страховании, фактически получает бесплатный кредит от своих работников, даже не поинтересовавшись у них, согласны ли они его кредитовать. Еврей, поступая подобным образом, кроме государственного законодательства нарушает при этом и религиозный закон:



Не обижай наемника, нищего и неимущего из братьев твоих или пришельцев твоих, которые в стране твоей, в воротах твоих. В тот же день отдавай плату его, чтобы не зашло солнце прежде того; ибо нищ он, и к ней стремится душа его; а то он возопит на тебя к Господу, и будет на тебе грех.


Дварим 24:14, 15



Тора особо и специально говорит о задержках зарплаты. «Исур бал-талин» — запрет оставлять у себя деньги, заработанные поденщиком, хотя бы на одну ночь — один из самых суровых запретов в ней.



Не обирай ближнего твоего и не похищай, и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра.


Вайикра 19:13



А всякий, задерживающий плату наемного работника, словно отбирает у него жизнь.


Бава Мециа 112



Платить за нужную вещь нужно всегда вовремя, иначе придется расплачиваться. Именно об этом повествует безымянная еврейская притча.



У короля заболел единственный сын. Никто из врачей не мог помочь царевичу. Однажды некий выдающийся врач заявил, что царевича можно излечить порошком из редкостного драгоценного камня в королевской короне. Король не поспешил воспользоваться советом. Между тем здоровье царевича ухудшалось, и вскоре он был при смерти. Только тогда король распорядился извлечь драгоценный камень из короны, растолочь его в порошок, растворить в воде и влить царевичу в рот несколько капель целительного лекарства. Авось и удастся еще спасти сына…



Сомнения в полноте оплаты толкуются, по Торе, в пользу работника. Особенно сложно бывает оценить справедливость оплаты, когда характер, объем, а подчас даже и результат работы заранее не известны (например, в работе управляющего, в литературном творчестве). Но и в этих случаях еврейский религиозный закон требует от работодателя удовлетворить запросы работника, даже в случае, ели он при этом понесет прямые убытки. Этот принцип называется «лифним мишурат адин» («между строк закона»), но фактически речь идет о повелении сделать больше того, что требует Закон.



Раба, сын рава Гуны, нанял рабочих, чтобы они перевезли его бочки с вином из порта на склад. Дорогой рабочие, по небрежности, разбили бочки, чем нанесли Рабе серьезный ущерб. Чтоб хотя бы частично возместить этот ущерб, Раба оставил у себя одежду, которую они дали ему в залог.


Тогда они повели Рабу в бет дин, требуя возвращения одежды. Судьей был Рае. Он сказал Рабе:


— Верни им их одежду.


— Таков закон?


— Да! — сказал Рае. — Стих гласит: «Следуй путями добродетельных».


Тогда работники сказали Раву:


— Мы целый день работали, мы голодны, и нам ничего не заплатили.


— Иди и заплати им, что положено, — сказал Рае.


— Таков закон? — возмутился Раба.


— Да! Разве ты не знаешь, как заканчивается этот стих? — «И будь справедлив».


Бава мециа 83а



Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодочник заметил дырку в днище, заделал ее, закончил покраску, получил деньги и ушел. А на другой день к нему примчался хозяин лодки.


— Вот вам деньги за починку, — сказал он и протянул кошелек с золотом.


— За что, — удивился мастер, — я получил сполна!


— Да, — подтвердил хозяин. — Но то были деньги за покраску лодки, а эти я плачу за ремонт.


— За такой пустяк? — изумился лодочник — Это отняло у меня немного времени. Я и не думал просить деньги за такую мелочь…


— Эта мелочь, как вы, ее называете, — ответил хозяин лодки, — спасла жизнь моим детям. Я позабыл о дыре, расплатился с вами и ушел по делам. А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Я был в отчаянии, думал, они погибли! А когда дети благополучно вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам…



Если у человека требуют возвращения долга, не предъявляя письменных доказательств или авторитетных свидетельств, а он не помнит, занимал ли что-либо у этих людей, то бет дин, еврейский суд, как правило, освобождает человека от уплаты долга, однако оставляет дело на его совести и предупреждает, что согласно Торе он должен уплатить: чтобы быть чистым перед Богом, нужно иметь полную уверенность, что никому ничего не должен.


Но и работник должен работать честно и добросовестно. Скажем, ведя в рабочее время частные разговоры по телефону без согласия хозяина, работник крадет его время и деньги. Работник обязан являться бодрым, свежим и выспавшимся, а если его труд — физический, то сытым и хорошо отдохнувшим: ночные работы у другого хозяина, скажем, неприемлемы. Если вы взялись выполнить какую-либо работу, поставить определенные товары или предоставить услуги — обязательства должны быть исполнены в точности. Ваши контрагенты должны быть уверены, что могут положиться на вас.


Ничем иным, кроме оговоренных работ, в рабочее время заниматься нельзя.



Однажды к Абе Хилкии, мудрецу, жившему в Эрец Исраэлъ в первом веке нашей эры, пришли посланцы из Иерусалима, чтобы попросить его помолиться о дожде — страна страдала от засухи. Дома они его не застали. Жена сказала, что он подрядился возделать поле. Там его посланцы и нашли. Они приветствовали его, но он лишь приветливо взмахнул рукой и продолжил работу, не прерываясь ни на минуту.


Прождав до конца дня на краю поля, посланцы, наконец, получили возможность спросить:


— Почему учитель не нашел в течение дня даже минуты на беседу с нами?


— Я нанят на весь день, — ответил он. — Мое время принадлежит не мне. Если б я занялся разговорами, это было бы кражей хозяйского времени.


По агаде из Таанит 236