ОТ СКРОМНОГО ВЫБОРА К ВЕЛИКОМУ РЕЗУЛЬТАТУ

ОТ СКРОМНОГО ВЫБОРА К ВЕЛИКОМУ РЕЗУЛЬТАТУ
Сара Йохевед Риглер
Рано утром Шон Леви появился в своем ювелирном магазине за пару часов до открытия. Он прошел в кабинет, сел за стол, стал просматривать утренние газеты, то и дело бросая взгляд на большие настенные часы.
У него была назначена встреча с Роджером, торговцем бриллиантами, который должен был появиться с минуты на минуту. Задерживается. Нехорошо!
Ну, наконец-то!
Роджер вошел, сославшись на пробки, извинился за опоздание, положил кейс на стол, раскрыл. Бриллианты были не самыми крупными. Начался торг. Увы, о цене не договорились. Более того, Роджер, человек порывистый и вспыльчивый, в какой-то момент обиделся, хлопнул крышкой кейса и гордо вышел, бормоча ругательства.
Шон, как соблюдающий еврей, всегда приносил на работу тфилин, чтобы за полчаса до открытия успеть сказать «Шма» и другие молитвы. В этот день, как обычно, он достал тфилин из коробочек и, начав наматывать ремешки на руку, заметил на полу что-то блестящее. Нагнулся, поднял и увидел, что это крупный бриллиает, каратов на 5. Стоит, наверное, не меньше $ 50000. Должно быть, выпал из кармана Роджера.
Шон решил, что позвонит Роджеру, как только закончит молиться. Он не был вором. Мысль завладеть алмазом, который ему не принадлежит, просто не могла прийти ему в голову. Шон закончил обвивать ремешками руку, наложил головной тфилин и взял в руки сидур. И вдруг его словно что-то ударило: как он может молиться в то время, как в его владении находится такая дорогая и не принадлежащая ему вещь?! С другой стороны, этим утром Роджер вел себя отвратительно. Почему нужно прерывать свои молитвы только ради того, чтобы успокоить нахала-Роджера?
Неужели так уж неправильно дать ему понервничать каких-то 15-20 минут?!
Шон хорошо помнил историю об Авраѓаме и трех кочевниках. Авраѓам был в самом разгаре пророческой встречи с Б-гом, когда заметил этих троих на дороге. Он прервал общение со Вс-вышним и побежал навстречу кочевникам, чтобы привести их к шатру, дать им отдых, накормить. Для Авраѓама, объясняет Мидраш, лучше быть подобным Б-гу и таким же милосердным, как Он, чем общаться с Ним.
Шон сделал свой выбор. Он отложил молитвенник, поднял телефонную трубку и позвонил торговцу бриллиантами.
«Я не могу сейчас говорить!!! - закричал в телефон Роджер. - Я потерял алмаз в 5 карат, который даже не принадлежит мне! Мне придется выплачивать его стоимость всегда, до самой смерти!»
«У вас нет оснований для волнений, - сказал Шон. - Я нашел ваш камень в моем магазине. Он тут, в целости и сохранности, приходите, забирайте». Положив трубку, Шон вновь обратил свое внимание к Богу и стал молиться.
Ювелирный магазин был открыт около получаса, когда небритый старик в ветхих одеждах остановился перед витриной и заглянул в окно. Жестом он попросил продавщицу выйти к нему наружу. Мужчина был похож на бездомного бродягу, который не может позволить себе даже чашку кофе, не говоря уже о самом дешевом ювелирном изделии в магазине Шона. Продавщица возмутилась наглостью старого оборванца и попросила Шона выйти с ней вместе. Надо, чтобы он тоже посмотрел, кто это ошивается перед магазином.
Шон вышел с продавщицей, поздоровался со стариком и спросил: «Могу ли я вам чем-то помочь?»
«Да. Сколько стоит это ожерелье?!» - старик указал на витрину.
Пытаясь подавить смех, продавщица ответила: «Это ожерелье стоит $ 20000».
«И сколько стоят вот эти серьги?»
Продавщица, продолжая ту же игру, сказала: «А эти серьги мы продаем за $ 10000».
«Я беру и то и это», - объявил старик. Он вошел в магазин, достал кожаный мешочек, отсчитал 30000 долларов наличными. Шон и продавщица смотрели на него молча, не в силах справиться с шоком.
Через полчаса в магазин вошла мешковато одетая старая дама с двумя хозяйственными кошелками. Она в изнеможении опустила их на пол и принялась рассматривать витрину. Приобретенные ею изделия в общей сложности стоили $ 20000. Расплатившись, она поплелась из магазина.
Двум этим невероятных клиентам Шон продал изделий на $ 50000 в
течение пары часов с момента возвращения оброненного Ричардом алмаза.
Шону не пришлось делать особенно трудный выбор. У него практически не было вариантов.
Подобные простые выборы являются в нашей жизни ступенями лестницы, ведущей на вершину высокого трамплина. Прыжок с такого трамплина — это уже значительно больший выбор, ведущий к гигантскому скачку.
То же самое было и с праведниками, которые рисковали своей жизнью, чтобы спасти евреев во время ужасов Холокоста. Они не поднялись до своего высочайшего уровня совсем не за один миг той темной ночи, когда услышали осторожный стук, открыли дверь, и обнаружили у порога испуганное еврейское семейство, ищущее убежища. Величие этих героев было сформировано постепенно, в течение многих лет — каждый раз, когда они делали маленький выбор: например, ехали в автобусе и вставали, чтобы уступить свое место пожилой женщине или немощному старику. Такими повторяющимися небольшими выборами, отказом от собственного комфорта ради другого, более нуждающегося в нем человека, они превратили себя в тех, кто, столкнувшись с дрожащей еврейской семьей, постучавшейся в дверь, сказал: «Проходите! Да, я спрячу вас!»
…Каждый день каждый из нас сталкивается с, казалось бы, ничего не значащими выборами: накричать на нижестоящего сотрудника (или ребенка) или подождать, пока успокоишься.
Отдать положенную цдаку бедным, или положить эти деньги в карман и при случае истратить.
Пересказать сочную сплетню, или остудить свой пыл, выпив стакан воды, и смолчать.
Перезвонить человеку, которому обещал перезвонить, или бежать, забыв о нем, потому что опаздываешь в тренажерный зал.
Сказать или не сказать, «спасибо» водителю, когда выходишь из такси или автобуса.
Смять пустую упаковку от чипсов и выбросить ее прямо на улице, или поднять и выкинуть в урну (даже если этот мусор не из вашего кармана и вам не хочется пачкать руки).
Иудаизм считает, что Б-г контролирует все во Вселенной, кроме наших моральных выборов. «Свободная воля» относится к этой области. Делая выбор, вы можете пойти в любую сторону. Всякий раз, когда вы чувствуете внутреннюю раздвоенность («Я действительно должен подобрать этот мусор, но я не хочу прибирать в то время, как все остальные мусорят»), вы находитесь в зоне собственного свободного выбора, которая называется уровнем выбора.
Каждый человек имеет индивидуальный уровень выбора. Некоторые люди без сожалений и колебаний дают в долг $ 500 безработному другу. Если вы никогда не сможете ничего подобного сделать, значит, это выше вашего уровня. Если же вы делаете это как что-то само собой разумеющееся, значит, это ниже вашего уровня выбора.
Ваш выбор — лифт. Кнопка, которую вы нажимаете, определяет направление движения — вверх или вниз. Ваше решение о помощи другу в размере $ 500 либо катапультирует вас на новый уровень щедрости, либо сбрасывает на еще более глубокий уровень эгоцентризма. Каждый наш выбор изменяет нашу личность.
Сообщив о потерянном бриллианте перед тем, как приступить к молитве Б-гу, Шон сказал себе: «Б-г видит меня. Он не захочет слышать мои молитвы, в то время, как этот бриллиант лежит на моем столе». И Б-г услышал его внутренний монолог, и ответил, послав в магазин Шона двух очень непохожих на покупателей людей. «Я вижу тебя», - сказал Он Шону.
Б-г замечает даже самые маленькие наши выборы. Разве это не повод, чтобы мы тоже обратили на них внимание?