МЫ - ИДЕАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО

МЫ - ИДЕАЛЬНОЕ ЗЕРКАЛО
рав Йонасон Голдсон,
преподаватель, семейный педагог
Семейные педагоги любят пересказывать историю одного социального работника, который попросил пятилетнего ребенка объяснить цвета светофора.
«Зеленый — для движения, красный, значит нужно стоять, а желтый — прибавь скорости», - ответил ребенок. «На желтом нужно увеличивать скорость?!» - изумился социальный работник. Ребенок энергично закивал. «Всегда, когда загорается желтый, мой папа жмет на газ!»
Восемьдесят процентов разнообразных знаний наши дети получают на дому. Независимо от того, как тщательно они выполняют домашние задания, сколько часов проводят в школе, имеют ли академические награды или огорчают своих родителей бесконечными нареканиями учителей, родительские модели поведения влияют на их формирование гораздо больше, чем все остальное.
Большинство из нас интуитивно понимает, что дети, выросшие в атмосфере преступления, скорее всего, станут преступниками, и что если ребенок подвергался в детстве насилию, он, скорее всего, вырастет агрессивным и жестоким. Но нам удобно не замечать или сбрасывать со счетов более тонкие влияния, оказываемые нами на наших детей. А ведь мы в немалой степени могли бы исправить изъяны в их поведении, исправляя эти изъяны в себе.
Как мы можем научить ребенка самоуважению, если мы никогда не хвалили его, когда он делал что-то достойное похвалы?
Как мы можем сообщить нашим детям идею важности образования, если мы не отправляем их в школу вовремя и пренебрегаем контролем за выполнением домашней работы… или планируем отпуск на то время, когда в школе идут занятия… или разрешаем им пропускать уроки из-за семейного дня рождения или бейсбольной игры?
Как мы можем научить наших детей ответственности, если никогда не требуем, чтобы они убрали за собой и не даем им возможности заработать карманные деньги, даже если можем себе это позволить?
Как мы можем научить детей самокритике, если оправдываем их плохие отметки или плохое поведение, обвиняя в этом учителей, одноклассников, директора школы…
Как мы можем научить наших детей вежливости, если кричим и обзываем бранными словами водителей на дороге, или рассказываем за столом гадости о соседях и коллегах по работе, если отвечаем на телефонные звонки, находясь в синагоге во время молитвы и не уменьшаем звук сигналов СМС, слушая лекцию?
Как мы можем научить наших детей экономии, если стоимость нового костюма, или платья, или телефона — это бюджет нашей семьи на месяц?
Как мы можем научить наших детей состраданию, если они слышат от нас горячие обсуждения котировок акций и ничего не слышат о пожертвованиях на благотворительные цели?
Какие уроки семейных отношений мы преподаем нашим детям, если работаем до поздней ночи, а придя домой чуть раньше (что бывает крайне редко), сидим на диване, уставившись в телевизор?
Как мы можем научить детей преданности, если регулярно пропускаем синагогу ради игры в гольф или теннис, а решив все-таки прийти, опаздываем, и потом все время болтаем по телефону и спим во время двар-Тора?
С другой стороны, посмотрим на те уроки, которые мы можем дать детям, говоря с ними о школе, проверяя домашнее задание, строя свой рабочий график с учетом их свободного времени... отыскивая маршрут для совместного путешествия… когда вместе с детьми навещаем больных… когда говорим тихо и внимательно слушаем… когда ограничиваем себя в роскоши и сосредоточиваемся на том, что действительно имеет непреходящую ценность.
Конечно, никто из нас не совершенен. Но мы можем быть лучше, чем мы есть. Нужно только решить, что мы не будем рабами привычки, жадности, что мы поднимем самодисциплину, станем более внимательными и целостными, и что наша родительская обязанность — измениться в лучшую сторону.
И тогда мы увидим изменения в наших детях — те изменения, которые мы сделали в себе.