КТО ВАЖЕН И ЗНАЧИТЕЛЕН?

КТО ВАЖЕН И ЗНАЧИТЕЛЕН?
Раввин Эфраим Гольдберг
Я сидел у своих «ворот» и ждал объявления на посадку в самолет, и тут какой-то человек прошел мимо меня. Что-то в его взгляде и манере двигаться показалось мне необычным, как будто он подавал себя: «Смотрите, я особенный». Мне его лицо ни о чем не говорило, я не знал его, и был уверен, что вижу впервые, но тут заметил, что окружающие начали обращаться к нему за автографами, а затем выстроились в очередь, чтобы с ним сфотографироваться.
Я спросил попутчика, сидящего рядом со мной, знает ли он, кто этот человек. «Вы не знаете, кто это?! - воскликнул он недоверчиво. - Это же Джереми Уэйд, знаменитый рыбак и ведущий шоу на Дискавери Ченел в программе «Ривер Монстерс» («Речные Чудища»).
Сосед вскочил и тоже встал в очередь желающих сфотографироваться. Наверное, это фото он выложит потом на своей странице в Facebook, и тем самым докажет, что тоже приобщился к знаменитости.
В течение секунды я размышлял: а что если и я поздороваюсь со знаменитостью, получу картинку на память и буду потом забавлять ею своих друзей. Неплохо? Весело? К счастью, помутнение моего рассудка длилось недолго, очень скоро я пришел в себя. «Что за блажь, фотографироваться с кем-то, кто может быть очень хорошим человеком, но несколько минут назад я понятия не имел, кто он такой?»
Сев в самолет я взял в руки журнал авиакомпании American Way, и был рад, что это сделал. Мне попалась на глаза статья, описывающая некий опыт (который я, кстати, только что наблюдал). Оказывается, есть такая фирма, «celeb4aday», которая любому желающему предоставляет возможность на день или несколько часов занять место знаменитости. Например, за определенные деньги вы можете поселиться в гостиничном номере, в котором обычно останавливается известный человек, можете арендовать автомобиль, который обычно арендует знаменитость, бывая в этом городе, и т.д. и т.п. Вам дается шанс испытать жизнь знаменитости в течение нескольких часов. За определенную плату, компания обеспечит вас эскортом папарацци. Они буду следовать за вами и делать снимки, на которых вы как важная персона выходите из ресторана или магазина.
...Вы, наверное, не знаете имени Ларри Доброу, и еще менее вероятно, что знаете его в лицо. Это он автор статьи в журнале American Way, и это именно он решил проверить работу компании «celeb4aday» (что-то вроде «слава на один день»), чтобы посмотреть, насколько реально с ее помощью дурачить публику, выдавая кого-то за знаменитость. Он пишет: «То, что кто-то купит меня как знаменитость, казалось мне комично надуманным».
Он договорился с компанией, сообщил свой приблизительный рабочий график, но, чтобы сохранить элемент неожиданности, не оговорил точно, где и когда «его найдут». Он пересекал 44-ю улицу Манхэттена, когда это случилось. «Четыре фотографа выскочили из-за неправильно припаркованного грузовика и, прежде, чем мой мозг зарегистрировал их присутствие, защелкали фотоаппаратами, нацелив их на мое лицо. Их объективы находились в нескольких дюймах от моего носа и, как будто этого было мало, все они загомонили: «Ларри! Эй, тут Ларри! Здесь, Ларри!»»
Мгновение спустя, люди начали просить у Ларри разрешения сфотографироваться. В общей сложности, по его оценкам более 30 человек подошли к нему за автографами или фотографиями просто потому, что они видели поддельных папарацци, окруживших«знаменитость». Они понятия не имели, кто это такой, но это не имело значения.
Почему же многие так увлечены жизнью знаменитостей? Почему первое, что им хочется сделать, когда они видят кого-то очень популярного, сфотографироваться вместе на память, или подойти и изобразить, что они друзья-приятели, в то время как на самом деле они совершенно незнакомы друг с другом?
Ларри Доброу предполагает: «Поприсутствовать в ореоле чьей-то славы, запечатлеть на фото встречу с кем-то очень популярным, то есть зафиксировать напоминание об этом моменте и разместить свидетельство на Facebook — это социальная валюта нашего времени, обеспечивающая весомость и значительность личности».
Интересно, можно ли считать значительным человека, обладающего спортивными способностями?
Все зависит от того, как мы вообще определяем значительность человека.
Если кто-то приходит работать на телевидение или начинает сниматься в кино, автоматически ли он приобретает значение? А наличие большого числа друзей в Facebookили миллионы читателей на Twitter? Означает ли это, что человек имеет значение? Разумеется, с точки зрения иудаизма, все это оценивается иначе.
Изначально место, предназначенное для Ханукального светильника определялось возле дверей за пределами дома. Во времена опасности еврейский закон позволяет зажигать ханукию внутри, в доме. Хатам Софер, - рав Моше Софер из Прессбурга, - который жил 200 лет назад, спрашивает, почему мы все еще зажигаем светильник в доме, тогда как зажечь его на улице в большинстве случаев вполне безопасно? Какими соображениями руководствуемся мы сегодня?
Он объясняет, что свет нашей меноры, как и той Меноры, которую зажигали в Иерусалимском Храме, символизирует Тору, ее ценности, ее уроки и ее законы. Тора рассеивает тьму и освещает мир, неся в него устойчивые идеалы. В прошлом еврейский дом был чистым, нетронутым, закрытым местом, в котором каждый из домочадцев оберегал Тору и ее заповеди. Менору помещали вовне, чтобы осветить темноту мира и развеять ненужные чуждые влияния, не дать им проникнуть в свой дом.
Сегодня иностранное влияние, поп-культура, чужеродные ценности проложили свой путь и внесли свой вклад в обстановку в еврейских домах. Мы подписываемся на журналы и газеты, пользуемся смартфонами и планшетами, смотрим телевизоры, слушаем DVD-плееры… WiFi и веб-доступ есть практически везде. Это приносит с собой мощные и разрушительные образы, идеи и искушения. Теперь, когда тьма пришла в наши дома, наступило время опасности. Она не столько в антисемитизме, сколько в ассимиляции, и поэтому, мы зажигаем свечи внутри нашего дома.
Влюбленность в поп-культуру, одержимость знаменитостями, чьи имена мелькают в газетных и журнальных заголовках, а фотографии печатаются в самых скандальных (и самых популярных) изданиях, сбивают людей с толку, ослепляют, заводят в темноту.
Нашими подлинными знаменитостями могут быть великие ученые Торы, ими могут быть праведные мужчины и женщины с безупречными чертами характера. Мы должны быть одержимы реальными героями, теми, кто несет в мир добро, то есть простыми, честными людьми, работающими, не покладая рук, воспитывающими своих детей в духе еврейских ценностей, дающими им возможность получить еврейское образование. Такие люди скромны, их имена не украшают заголовки газет, вокруг них не снуют папарацци, но они ведут жизнь, которая действительно имеет значение. И возможность сказать, что мы знаем их, слушали их уроки, прикасались к их мудрости, храним их фотографии, должна быть нашей социальной валютой, если мы члены еврейской общины.
Наши дети наслышаны о Леброне Джеймсе, знаменитом баскетболисте, они, скорее всего, знакомы с шоу Опры, но мы с радостью убедились, что они также знают имя раввина Ноя Мюроффа. Несколько недель назад, рав Мюрофф приобрел стол за $ 200. Он купил его через интернет на сайте частных распродаж. Стол не хотел помещаться в том месте, для которого был предназначен, и решено было сделать его поменьше, для чего его пришлось разобрать. Когда подняли верхнюю крышку, под ней обнаружились $ 98,000 наличными. Жена рава меньше чем за 20 минут нашла телефон предыдущей владелицы стола, позвонила и сообщила, что найдены ее деньги.
Та потеряла дар речи, а потом написала благодарственное письмо: «Я не думаю, что найдется очень много людей в этом мире, которые бы сделали то, что вы сделали, позвонив мне». Супруги Мюрофф поехали отдавать деньги на следующий день. Они специально привезли с собой своих четверых детей, чтобы приобщить их к добру — передать им, по словам рава Ноя, «послание честности и порядочности».
Давайте учить наших детей считать значительными таких людей, как супруги Мюрофф.Давайте вдохновлять наших сыновей и дочерей на то, чтобы они стали не теми знаменитостями, вокруг которых ходит толпа папарацци, но теми людьми, которые действительно имеют значение.