Избранные комментарии на главу Итро

Избранные комментарии на главу Итро
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Тесть Моше дал ему ценный совет. Вместо того, чтобы самостоятельно принимать все решения, Итро посоветовал назначить представителей, к которым бы обращались с жалобами и просьбами.
------------------------------------------------------------------------------------------
«Итро»
Проверено равом Бен-Ционом Зильбером
«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что произошло в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше, и внуками — детьми Моше.
Глава рассказывает о величайшем событии в истории евреев и всего человечества — получении Торы у горы Синай.
------------------------------------------------------------------------------------------
Итро. Жизнь с Торой, жизнь по Торе
Рав Бенцион Зильбер
613 заповедей охватывают все сферы жизни. В отличие от других религий, в иудаизме нет «серых зон». Поэтому кандидата в геры знакомят как со сложными, так и с простыми заповедями.
------------------------------------------------------------------------------------------
Избранные комментарии на главу Итро
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Тесть Моше дал ему ценный совет. Вместо того, чтобы самостоятельно принимать все решения, Итро посоветовал назначить представителей, к которым бы обращались с жалобами и просьбами.
Глава 18
13—15. …Они приходили к Моше, или, как мы сейчас узнаем, к людям, которые выступали его представителями, לדרוש אלקים (« Искать Бога» или «вопрошать о Боге»). Это выражение означает «искать указаний и помощи от Бога». Таким образом, термин включает в себя понятие нашего отношения к Богу, которое должно проявлятьс в нашей деятельности и во всей нашей жизни и которое мы должны поддерживать, если Бог действительно должен быть нашим Богом… Годы странствий по пустыне были великим периодом учебы для еврейского народа. Его задачей на все грядущие века будет распространение знаний Божественного Учения среди человечества; вот почему народ стоял сейчас вокруг Моше с утра до ночи, и стих 15 в общих чертах формулирует их цель: «Они пришли ко мне לדרוש אלקים (искать Бога)».
24. Нет для нас ничего более назидательного, чем эта информация о самом первом юридическом институте еврейского государства, приводящаяся непосредственно перед главой о даровании Закона. Моше сам по себе был столь далек от образа гения-законодателя, столь скромен был его талант организатора, что он должен был учиться самым первым элементам государственного устройства у своего тестя. Человек, который измучивал себя до крайнего изнеможения и которому и в голову не пришло принять такое или подобное простейшее решение, равно выгодное и ему, и его народу; человек, для которого было необходимо выслушать этот очевидный совет от Итро, такой человек никогда не смог бы дать народную конституцию и законы из собственной головы, такой человек был только — и именно поэтому — наилучшим и самым верным инструментом Бога!
Глава 19
1—2. …Когда они достигли назначенного места и обратились лицом к горе Синай, все другие соображения исчезли. Они стали лагерем напротив горы уже в качестве «Израиля». Разбив свои шатры в назначенном месте, они таким образом продемонстрировали, что отдают себя во власть Бога и ждут от Него дальнейших указаний. Этот факт подтверждает предположение, что все проявления слабости духа и недовольства до сего момента были порождены сомнениями относительно законности миссии Моше и Аарона, а не колебаниями в вере. Отсюда мы легко можем понять значение слов, сказанных Богом через Ирмию: «Иди и возгласи в слух Иерусалима, говоря: Так сказал Бог: Я помню о благосклонности ко Мне в твоей юности, о любви твоей, когда ты была невестою, (как) ты пошла за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Ирмеяу 2:2).
5. סגולה означает исключительное обладание, на которое никто, кроме его владельца, не имеет права и которое не имеет отношения ни к кому, кроме его владельца. Следовательно, используя это выражение для определения наших взаимоотношений с Ним, Бог требует, чтобы мы полностью принадлежали Ему, каждой частицей нашего существования, каждым проявлением нашей природы и всеми нашими устремлениями. Он требует, чтобы мы поставили наше существование и наши потребности в зависимость от Него Одного, доверили только Ему определять их и не позволяли ничему и никому больше управлять нашей жизнью или влиять на наши поступки.
ИБО ВСЯ ЗЕМЛЯ — МОЯ. Отношения, в которые вы должны вступить со Мной, фактически не представляют собой ничего из ряда вон выходящего; они лишь должны начать восстановление тех нормальных отношений, которые вся земля будет иметь со Мной…
9. ויגד — ПРЕДСТАВИЛ… [Б-ГУ]. Так как в ст. 8 уже говорилось, что Моше сообщил (досл. «принес назад») слова народа Богу, ויגד в этом стихе может означать лишь повторение этих слов. Повторяя их, Моше хотел подтвердить, что народ единодушно и полностью готов исполнять все законы, которые Бог дарует ему. Тем самым они заявили о своем безграничном доверии Моше как передатчику этих законов. Поэтому Моше чувствовал, что такой сверхубедительной демонстрации ( Бог, являющийся в облаке и говорящий с Моше, чтобы евреи могли слышать Его голос) не требуется, чтобы поддержать веру народа в него. Исходя из этого, мы осмелились перевести ויגד здесь дословно: Моше «представил» слова людей « Богу».
10-13. …Еврейский Закон — это единственная система законов, не созданная самостоятельно тем народом, конституцией которого ей предстояло стать. Иудаизм — это единственная «религия», порожденная не человеческим существом, ищущим в ней духовную основу своей жизни. Именно это «объективное» качество Еврейского Закона и еврейской «религии» делают их уникальными, четко и недвусмысленно противопоставляя их всем остальным явлениям на земле, носящим имя «закона» или «религии». Это делает Еврейский Закон, полученный в абсолютно идеальном виде, единственным культурным явлением, которое можно считать катализатором и кульминацией всех других проявлений прогресса. Остальные «религии» и своды законов зарождались лишь в умах людей данной эпохи; поэтому они выражают представления о Боге, человеческой судьбе, отношении к Богу и друг другу, как их понимает данное общество в определенный период истории. Поэтому все эти созданные человеком «религии» и кодексы, подобно другим аспектам человеческой цивилизации — науке, искусству, народным обычаям — с течением времени подвергаются изменениям. Ибо в силу своей природы и происхождения они не что иное, как выражение уровней, на которые поднимается цивилизация на различных этапах человеческого развития.
Не таковы еврейская «религия» и еврейский Закон. Они не произошли от верований, владевших людьми в тот или иной период. Они не являются ограниченными во времени человеческими представлениями о Боге, о земном и Божественном. Они дарованы Самим Богом; они содержат идеи, которые по воле Бога должны на вечные времена формировать представления людей о Божественном, но прежде всего о человеке и делах человеческих. С самого начала Закон Бога противостоял естеству того народа, среди которого он должен был впервые утвердиться на земле. Было необходимо доказать силу Закона именно этому народу, который противился ему, так как был «упрямым народом». И как раз то сопротивление, на которое натолкнулся Закон, и является самым убедительным доказательством его Божественного происхождения. Этот закон возник не в народе, а пришел к народу извне, и потребовались столетия борьбы, чтобы завоевать этот народ, который должен был стать на вечные времена носителем Закона Бога.
Донести до всех в самых очевидных, самых категоричных выражениях уникальность, характеризующую суть и происхождение этого Закона с самого начала его появления в мире, — такова цель приготовлений, указанных в тексте Писания. Закон должен быть вот-вот дарован народу. Его дарования следовало ожидать в течение трех дней. Чтобы оказаться достойными даже простого его ожидания, людям предстояло освятить свои тела и одежды; другими словами: они должны были стать достойными Закона, символически осознав внутреннее и внешнее возрождение своей жизни, которое призван осуществить Закон. В их нынешнем состоянии люди еще не были к этому готовы. Только твердое решение в конце концов стать тем, чем они должны быть, сделает их достойными получения Закона. Различие между народом, готовым получить Закон, и источником, из которого они должны его получить, подчеркнуто и физическим разделением. Место, откуда должен явиться Закон, должно быть очень четко отделено от них. Оно должно быть поднято во внеземную высь. Ни человек, ни животное не могут ступить туда и даже коснуться этого места, иначе им суждена гибель. Лишь когда дарование Закона свершится, это место будет вновь возвращено земной сфере, и тогда люди и животные смогут свободно разгуливать там. А до этого времени людей следовало предостеречь, чтобы они держались подальше, и сдерживать их при помощи заграждения. Все это делается для того, чтобы ясно показать: этот Закон берет начало вне земных пределов и вне человечества.
16—19. Люди видели, как вся Природа трепещет при приближении Божественной Славы. И только они, только Человек стоял прямо и оставался несокрушенным, ожидая Своего Бога, Бога Вселенной. Как только он сознательно поступил на службу Богу, он узнал о ни с чем не сравнимом высшем благородстве Человека и его уникальном положении существа, находящемся в непосредственной близости к Богу. Небеса и земля, вся трепещущая вселенная лежала за его спиной, а он стоял прямо перед Своим Богом. Вся Природа ревела, гром гремел, молнии сверкали, горы сотрясались, воздух нес звуки трубы, но Израиль слышал только разговор между Богом и Моше — «Моше говорил, а Бог громко отвечал ему!»
20-25. …Сам Моше должен был стоять внизу, вместе с народом, в тот момент, когда Бог будет обращаться к Израилю сверху. Моше сошел к народу и говорил с ним (ст. 25). А затем Бог произнес следующие слова (гл. 20:1 и далее). Закон не только не должен был провозглашаться Моше: он относился к нему так же, как и к остальным людям.
-------------------------------------------------------------------------------------------
«Итро»
Проверено равом Бен-Ционом Зильбером
«И услышал Итро… тесть Моше…» обо всем, что произошло в Египте, и об исходе евреев из Египта, и пришел в Синайскую пустыню к зятю вместе с дочерью, женой Моше, и внуками — детьми Моше.
Глава рассказывает о величайшем событии в истории евреев и всего человечества — получении Торы у горы Синай.
СТЕПЕНЬ ДОВЕРИЯ
Спустя два месяца после исхода евреев из Египта, на третий месяц, Всевышний передал им через Моше, что сделает их «царством служителей святому»(19:5), если они будут слушаться Его указаний. Не позаботившись узнать, в чем состоят эти указания, евреи согласились. В следующей главе — «Мишпатим» — приводится знаменитая фраза, которой евреи ответили на сделанное им предложение: «Наасе ве-нишма» — «Сделаем и будем послушны» (Шмот, 24:7), что можно понимать и как «сделаем и выслушаем».
Талмуд в трактате «Шабат», лист 88, говорит, что этот ответ восхитил Всевышнего («Кто раскрыл сынам Моим секрет, что так поступают ангелы?!») и что Он послал ангелов, чтобы в награду за такой ответ они увенчали евреев двумя коронами: одной — за «наасе», другой — за «нишма».
Там же в Талмуде мы находим такой эпизод. Великий мудрец Рава сидит над Торой и настолько погружен в свое занятие, что не замечает, что наступил себе же на руку (по-видимому, он сидит на земле, скрестив ноги) и из пальца у него течет кровь. Увидев эту сцену, некто говорит Раве:
— До чего вы торопливый народ! Хватаете прежде, чем разглядите что (буквально он сказал: ставите уста перед ушами). Разумный человек выслушивает предложение, обдумывает, насколько ему это нужно или по силам, а потом уже отвечает, принимает его или нет. Вы — безрассудные люди.
Ответил ему Рава: Мы идем по прямой. Прямота прямых людей ведет их (к цели). Вы идете по кривой. Кривизна идущих по кривой грабит их (в смысле: уклонение от должного наносит ущерб поступившему не так, как должно).
Гемара объясняет: евреи, не рассуждая, взялись выполнять то, что повелит Б-г. Именно это имел в виду насмешник, говоря: сперва делаете, потом думаете. Типично еврейское поведение — кидаться в дело, очертя голову и не видя ничего вокруг. Вот и сидите в крови.
Представим себе обычную житейскую ситуацию «продавец — покупатель». Какой подрядчик не хочет продать построенный им дом? А раз хочет, то, конечно, будет говорить о его достоинствах, а не недостатках. Какой покупатель купит дом или квартиру без тщательной проверки? У него есть все основания думать, что подрядчик хочет скорее использовать его, чем облагодетельствовать. Отказаться от проверки в таком случае — безрассудство. Никто так и не делает.
В чем только антисемиты не обвиняют евреев! Но, кажется, в глупости и неосмотрительности евреев не подозревают даже антисемиты. Почему же евреи приняли Тору, не выяснив, что это такое?
Попробуем найти ответ, рассмотрев другую ситуацию. Отец и сын. Отец владеет заводом и в старости хочет закрепить права владения за своим единственным, горячо любимым сыном. Естественно, все делается очень официально: приглашают адвоката, сыну предлагают подписать кучу бумаг. Надо думать, он подпишет их, не колеблясь. Можно, конечно, представить себе и такое: сын собирает бумаги в стопку, кладет в портфель и заявляет: сначала ознакомлюсь как следует. Но тогда — что это значит? Что он по какой-то причине не доверяет отцу.
Что предшествовало дарованию Торы на Синае? Исход из Египта. Всевышний освободил евреев из тяжкого рабства, вывел их из тюрьмы, из которой еще не выходил никто. Он сделал это, совершив ради них невиданные чудеса. Все, что Всевышний совершил для евреев в Египте, и все, что Он сделал для них в пустыне, доказывало, что Всевышний глубоко их любит. Евреи не сомневались, что Б-г желает им добра и точно знает их возможности.
Существуют два подхода к делу: подход «насмешника» (бизнес, практическая деятельность) и подход Равы (полное доверие к тому, кто его заслуживает).
Всевышний предлагал Тору всем народам. И все, кроме евреев, подошли к делу, как «насмешник», прежде всего поинтересовавшись, что от них потребуется. Ну, и не подошло: Эдом не видел возможности выполнять заповедь «не убивай», Амон и Моав не желали отказаться от отношений, которые Тора называет развратом, Ишмаэль считал, что «не грабь» — это нереально. А евреи согласились, даже не зная, чего от них потребуют.
Понятно, что у евреев было больше оснований, чем у других народов, доверять Всевышнему. Все народы видели могущество и справедливость Всевышнего, но с особой добротой Он отнесся именно к евреям. Но ведь, как известно, наше доверие к другому определяется не только фактами, но и нашими личными особенностями, и мы, увы, иногда доверяем тому, кому не следует, и не доверяем тому, кому следует, несмотря на факты.
Евреи полностью доверились Всевышнему — и родились как народ, проводящий в жизнь мира Его Учение.
Не обладай евреи способностью безгранично доверяться Всевышнему, мы не были бы сегодня народом Торы.
---------------------------------------------------------------------------------------
Итро. Жизнь с Торой, жизнь по Торе
Рав Бенцион Зильбер
613 заповедей охватывают все сферы жизни. В отличие от других религий, в иудаизме нет «серых зон». Поэтому кандидата в геры знакомят как со сложными, так и с простыми заповедями.
Центральным событием нашей главы является дарование Торы и ее заповедей. Б-жественные постановления охватывают все сферы нашей жизни, с восхода солнца до заката, с пробуждения до отхода ко сну. Для сравнения, еврейский народ обязан исполнять 613 Б-жественных повелений, а народы мира — 7.
Несмотря на то, что после разрушения Храма определенная часть заповедей временно потеряла актуальность, у нас по-прежнему много обязанностей перед Небесами. Знание о них и готовность их исполнять — это ключевой момент в жизни каждого.
В талмудическом трактате «Йевамот» сказано, что религиозный суд обязан ознакомить человека, заинтересованного в переходе в иудаизм, с несколькими легкими и несколькими тяжелыми в плане ответственности заповедями. Если потенциального гера не испугала такая «дотошность» еврейского образа жизни, процесс его подготовки к переходу в иудаизм будет продолжаться. Комментатор Талмуда рабби Менахем бен-Шломо, известный как а-Меири, задается вопросом: почему бы не ограничиться ознакомлением кандидата в евреи только лишь с тяжелыми заповедями? Их вполне хватило бы для того, чтобы отпугнуть слабых духом и укрепить тех, кто тверд и решителен в избранном пути.
Во многих других религиях существуют несколько запретов, нарушение которых карается смертной казнью. Но кроме этого, поведение верующего ничем не регламентировано. По принципу «что не запрещено, то разрешено». То же самое, леавдиль, касается и семи заповедей, данных народам мира (сыновьям Ноаха): они представляют собой запреты идолопоклонства, разврата, убийства, Б-гохульства и так далее.
У евреев имеет место принципиально иная ситуация. С одной стороны, существуют заповеди, за нарушение которых Тора грозит суровым наказанием — нарушение шаббата, осквернение Имени Всевышнего, запрещенные интимные отношения. Но есть и другие заповеди, которые касаются нашей повседневной жизни. Утром еврей должен одеть тфиллин и помолиться. После возвращения из синагоги он хочет перекусить? Следует знать, какие продукты разрешены в пищу, а какие запрещены. Пришло время идти на работу, а наш герой занимается сельским хозяйством? Существует целый ряд заповедей, касающихся полевых работ. То же самое касается создания семьи и других аспектов.
Согласно а-Меири, если бы потенциальному геру сообщили о наличии тяжелых заповедей, он бы подумал, что в остальном его поведение ничем не ограничено. Что он — вольная птица. А ведь это не так. Тора направляет человека во всех сферах жизни, включая максимально бытовые, и определяет рамки его деятельности. Это происходит потому, что евреи являются слугами Всевышнего. Мы подчинены указам Б-га и связаны с Ним ежеминутно, во всех сферах и областях.
Всевышний, который даровал Тору, создал человека, природа которого соответствует этой Торе. Поэтому требования, предъявляемые Торой к людям, отражают естественное положение вещей. В исламе употребление вина находится под тотальным запретом. В христианстве монахи принимают на себя обет безбрачия. В иудаизме нет ничего подобного. Тора не запрещает естественные желания людей, она лишь устанавливает разрешенные границы их проявления. Евреи освящают субботу при помощи церемонии «кидуш», которая производится над вином, но при этом, разумеется, Тора не поощряет пьянство. У евреев есть заповедь создать семью и иметь детей, но есть ситуации, при которых близость между мужем и женой запрещена. Мы должны зарабатывать на пропитание, за исключением шаббата и праздников, в которые работать нельзя.
В этом и заключается уникальность наших отношений с Творцом. Данные Им заповеди охватывают все сферы жизни, привносят в них духовный потенциал и возвышают их. Исполняя обязанности, возложенные на нас Торой, мы превращаем будничное в духовное.