День 148. Никакой мести

День 148. Никакой мести
29 швата - 30 ава
"Сефер Хафец хаим"
Никакой мести
Условие 7. Последнее условие, которое необходимо, чтобы передача рехилут с конструктивной целью стала правомерной - не принести объекту сообщения излишнего вреда.
Поэтому нельзя передавать человеку информацию о возможном ущербе с чьей-то стороны, если в ответ на это он сам причинит ему ущерб. И даже не только физический или финансовый урон, но и в форме лашон а-ра, который запрещен алахой.
"Сефер Шмират а-лашон"
Контрасты. Как поступают хорошие люди, и как - плохие
Плохой человек радуется чужому падению и подстрекает других к ссоре.
Итак, еврей должен стремиться развить у себя положительные качества характера, особенно связанные с межчеловеческими отношениями. Он должен по мере сил помогать людям, не обращая внимания на их промахи и недостатки - как мы бы хотели, чтобы относились к нам. Если кто-то сердится, он должен постараться успокоить его разумными словами и объяснениями - это проявление истинной мудрости и внутренней силы.
Плохой человек ведет себя как раз наоборот - он в отместку стремится причинить ущерб. И все неумышленные проступки представить как намеренные. Плохой человек радуется грехам и ошибкам людей и побуждает их к вражде. Он гордится собой и успехом в делах, считая это проявлением своей мудрости и силы, в чем, понятно, глубоко заблуждается.
Мидраш шохар тов (гл. 52) напоминает о заговоре Доэга против Давида и Ахимелеха, первосвященника. Когда царь Шауль преследовал Давида, чтобы его убить, Доэг обманул Шауля, сказав, что Ахимелех намеренно помогал Давиду. Клевета Доэга привела к смерти Ахимелеха (1 Шмуэль, 21-22).
Как рассказывает мидраш, Давид сказал Доэгу: «Разве тот силен, кто видит другого на краю пропасти и сталкивает его? Видит на краю крыши - и сбрасывает? Нет, могучий воин видит человека на краю и протягивает ему руку помощи, поднимает упавшего из пропасти. А ты увидел, что Шауль на меня гневается, и стал меня преследовать». Поэтому Давид говорит: «Что похваляешься злодейством, воин могучий?» (Теилим, 52:3).