Книга заповедей. Заповеди «Не делай»


26-я заповедь – запрещение пророчествовать именем идола, утверждая, что Ашем повелел служить этому идолу или что сам идол повелел себе служить, обещая за это награду и угрожая карой ослушникам; так утверждают, например, пророки Бааля и пророки Астарты. В Писании не содержится особого запрета пророчествовать именем идола, однако указывается, что тот, кто пророчествует от имени идола приговаривается к смертной казни. Вот Его речение: “Пророк... который будет говорить именем иных богов, – смерти подлежит такой пророк” (Дварим 18:20). И эта смертная казнь осуществляется через удушение, согласно общему правилу: смертная казнь, названная в Торе без уточнения, осуществляется через удушение.


В “14-ом принципе”, содержащемся в предисловии к этому сочинению, мы уже упоминали, что, если Писание налагает наказание за какой-то проступок, значит существует соответствующая запрещающая заповедь. И действительно, запрет пророчествовать именем идола содержится в речении: “Имени других богов не упоминайте” (Шмот 23:13) – ведь одно речение может предостерегать от целого ряда запрещенных действий (НД 14), и в то же время не рассматриваться в качестве единого, обобщающего запрета (лав шебихлалут), поскольку в Торе указано наказание за совершение каждого из этих запрещенных действий в отдельности. И в своем месте (см. Предисловие, 9-й принцип) приводились примеры этому.


Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Санхедрин.


27-я заповедь – запрет ложного пророчества: когда лжепророк говорит от имени Ашема слова, которые от Него не слышал, или же приписывает себе пророчество, с которым Ашем, да будет Он превознесен, обратился к другому пророку. Так или иначе, лжепророк утверждает, что Ашем говорил ему некие слова, которые не были ему сказаны.


Этот запрет проистекает из Его речения: “А пророк, который дерзнет говорить Моим Именем то, чего Я не повелел ему говорить... – смерти подлежит такой пророк” (Дварим 18:20). Нарушитель этого запрета также карается удушением. И при перечислении тех, кто карается удушением, упомянуто: “...и лжепророк” (Санхедрин 89а). И там же сказано: “Три вида лжепророков караются по приговору суда: “...пророк, который дерзнет говорить Моим Именем...” – это говорящий то, что не слышал; “...то, чего Я не повелел ему говорить” (ему не повелел, а другому повелел) – это тот, кто приписывает себе чужое пророчество; “...который будет говорить именем иных богов” – это говорящий от имени идола. И обо всех трех сказано: “...смерти подлежит такой пророк” – смертная казнь, названная в Торе без уточнения, совершается через удушение”.


Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 11-ой главе трактата Санхедрин.

http://toldot.ru/tora/articles/articles_1182.html