Недельная глава "Цав" (Шабат аГадоль).


Автор: рав Зеэв Мешков.


8 Нисана 5775 года, 24 Март 2015


Исходы

Рождение и воскрешение из мертвых


Агада – она не столько о прошлом, как о будущем.

Если исход из Египта похож на рождение, то исход из всех стран, который происходит в наше время, похож на воскрешение из мертвых, о котором говорил пророк Йехезкель (37).

«И была на мне рука Бога. И унесла она меня ветром Бога и опустила посреди долины, а она полна костей.

И пронесла она меня, кружа над ними и вот их много очень (разбросано) по поверхности долины. И вот они иссохшие очень.

И сказал мне: сын человека, оживут ли кости эти. И сказал я: Бог Всесильный, Ты знаешь.

И сказал мне: пророчествуй об этих костях и скажи: «Кости иссохшие, слушайте слово Бога».

Так сказал Бог Всесильный костям этим: вот Я приведу дух (и он войдет) в вас, и вы оживете.

И придам вам сухожилия, и наложу на вас плоть, и обтяну вас кожей, и вложу в вас дух и оживете и узнаете, что Я – Бог.

И пророчествовал я, как мне было приказано, и послышался звук, когда я пророчествовал. И вот раздался шум, и приблизились кости одна к другой.

И посмотрел я, и вот на них сухожилия и плоть образовалась, и сверху обтянула их кожа, а духа нет в них.

И сказал мне: пророчествуй о духе, пророчествуй, сын человека, и скажи духу: «Так сказал Бог Всесильный: с четырех концов земли приди дух, и начни дуть в убитых этих и оживут».

И сказал мне сын человека, кости эти – они весь дом Израиля. Вот они говорят: иссохли кости наши, пропала надежда наша – отсечены мы (друг от друга).

Поэтому пророчествуй о них: так сказал Бог Всесильный: вот Я открываю могилы ваши, и подниму я вас из могил ваших, народ мой, и приведу вас на землю Израиля.

И узнаете, что Я – Бог, когда Я открою могилы ваши, и подниму вас из могил ваших, народ мой.

И вложу в вас дух Мой и оживете и поведу вас в вашу землю и узнаете, что Я – Бог, (как) говорил, (так и) сделаю – слово Бога».


Для кого это пророчество


Видение о воскрешении мертвых было дано через несколько лет после разрушения Йерушалаима. Оно вдохнуло надежду в людей, лишившихся родных и близких, своей страны и Храма. Иначе никто бы не мог поверить, что сыновья Израиля не исчезнут на чужбине, а смогут восстановить свои силы, поднять следующее поколение и вернуться туда, где горы и долины встретят их ветвями деревьев, прогнувшимися под тяжестью плодов. Но не меньшее значение эти строки имели и для возвращения из последнего изгнания. И об этом сказано:

«Пророчество о воскрешении из мертвых людей, от которых остались только сухие кости, вселяло на протяжении двух тысяч лет последнего изгнания надежду на возрождение народа в всех евреев, рассеянных по странам изгнания. Как бы ни были они гонимы, угнетаемы, унижаемы, обвиняемы во всех грехах, как-то в отравлении колодцев, распространении эпидемий и употреблении крови младенцев, сколько бы они не подвергались бесчисленным погромам, истреблению целых общин в периоды войн или бунтов, всегда перед их глазами стояло видение о воскрешении народа, а в синагогах часто читали это пророчество. А после катастрофы оно стало для всех зримой реальностью. Долина, которую увидел Йехезкель, стала ассоциироваться с Европой, в которой остались только следы уничтоженных общин: лагеря смерти, газовые камеры, печи, места массовых захоронений, сожженные синагоги, разорванные книги. В глазах пророка печи Аушвица и Требленки еще дымятся. А в ответ на вопрос «Оживут ли кости эти?» выходят из ворот лагерей уцелевшие узники, из лесов выходят партизаны, из дымящихся бункеров появляются бойцы гетто. Остатки народа начинают собираться вместе. И через леса, заснеженные горы, через моря на утлых суденышках, окруженные врагами и недоброжелателями, устремляются в землю Израиля, чтобы вступить в борьбу за создание государства» (Рав Игаль Ариэль).


Возрождение


Рав Исраэль Меир Лау, бывший главный раввин Израиля, писал: «Прежде всего, я, спасшийся от Катастрофы, думаю, что каждый из нас, кому удалось выжить, должен задаться вопросом, за что я заслужил выжить, в то время, как другие не выжили? Может быть, у меня есть какое-то предназначение, какая-то функция? Может быть, я должен что-то сделать?» (журнал Мишпаха).

Этим что-то оказалось участие в борьбе за возрождение народа на своей земле, как с оружием, так и с орудиями труда в руках, создание семей, живущих по законам Торы, заселение Израиля.


Вера в человека


В своей книге вера после катастрофы Э. Беркович писал, что для многих вера стала необходимой, так как без нее было невозможно сохранить надежду на будущее: «Наш мир, мир Катастрофы, дает нам мало оснований для веры… Люди, которые по-прежнему живут в истории силы, не могут питать никаких иллюзий насчет благополучного развития цивилизации. Пожалуй, только евреи в состоянии на что-то надеяться, поскольку всегда жили в истории веры и увидели конец истории силы. Эта надежда, конечно, иррациональна. Но сейчас у еврея даже больше причин верить в счастливый исход, чем тогда, когда праотец Авраам впервые услышал призыв Бога. Если у истории веры нет будущего, значит, у еврея нет прошлого. Для еврея его прошлое - это гарантия не только его будущего, но и будущего всего человечества. Как еврей я могу верить в будущее человечества только потому, что я верю в будущее Израиля. Я верю в человека только потому, что вижу, как история силы уступает истории веры. Я верю, потому что о надежном будущем свидетельствует девятнадцати вековое существование Израиля в мире насилия и зла, потому что еврей, помнящий свои корни, дожил до распада современной цивилизации.

Скажут, конечно, что все это трансцендентно. Но разве сегодня можно жить без веры?».